СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Одновременно со становлением понятий идет развитие другого взаимосвяза
нного с ним компонента мышления — операций, которые формируются в проц
ессе преодоления ребенком ограничений допонятийного мышления. Процесс
их развития, согласно Пиаже, включает три периода.
149
Сначала формируются структуры внешних материальных действий, затем —
конкретных операций, т. е. системы действий, выполняемых уже в уме, но
еще с опорой на непосредственное восприятие, после этого — структуры
формальных операций, логики и понятийного мышления. Ребенок владеет оп
ределенными операциями в рамках достигнутого им этапа развития. Примен
яемые им опе¬рации ограничивают, в свою очередь, уровень доступных ему
представлений о пространстве и времени, причинности и случайности, ко
личестве и движении.
Развитие операций ведет к появлению такого важного элемента понятийног
о мышления, как умозаключение. Умозаключение — вывод нового суждения (
заключения) из одного или нескольких исходных суждений (посылок). Изве
стны два основных вида умозаключений: индукция и дедукция. Индукция —
такое умозаключение, в ко¬тором посылки — конкретные частные случаи, а
заклю¬чение — общее положение, выводимое из наблюдения над этими случ
аями; дедукция — умозаключение, на основании общих положений делающее
выводы о част¬ных случаях.
Наименьшую единицу логического мышления — суж¬дение — выделил Платон [
219]. Классифицировав сужде¬ния на общие и частные, Аристотель [22] по
казал, что законы природы и общества могут быть выражены только в форм
е общих суждений, истинных для всех объектов дан¬ного класса. Он доказ
ал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать логического
вывода, и предло¬жил правила формирования умозаключения — силло¬гизма
. Например, два суждения: «драгоценные металлы не ржавеют» (большая по
сылка) и «золото — драго¬ценный металл» (малая посылка) взрослый челов
ек, обла¬дающий развитым мышлением, воспринимает не как два изолирован
ных, стоящих рядом предложения, а как го¬товое логическое отношение, и
з которого делает вывод: «Следовательно, золото не ржавеет». Этот выво
д не требует непременно личного опыта, он может быть сделан при помощи
силлогизма, созданного в историческом про¬цессе развития мышления.
Что необходимо, чтобы силлогизм стал основной опе¬рацией логического м
ышления? Во-первых, человек дол¬жен согласиться с большой посылкой и п
ринять ее с пол¬ным доверием, не сопоставляя с личным опытом, от-
150
давая себе отчет в том, что она представляет из себя общее правило, не
допускающее исключений. Во-вторых, он должен понять, что малая посылк
а указывает ему на то, что определенный объект относится именно к тому
классу, относительно которого сформулировано общее правило — большая
посылка, и, следовательно, этот объект обладает всеми теми качествами,
о которых го-ворилось в общем правиле. Таким образом, вывод — это вкл
ючение конкретного объекта в категорию, ука¬занную в большой посылке.
Эта операция возможна только в том случае, если обе посылки рассматрив
аются не изолированно друг от друга, а в едином контексте.
Формирование логического, так же как и развитие понятийного мышления,
невозможно без определенного практического опыта или обучения. На ранн
их этапах исторического развития доминирующую роль играет лич¬ный опыт
; еще нет доверия к системе словесно-логических отношений и только опр
еделенные формы трудовой деятельности способствуют их возникновению. Э
то убеди-тельно показано А. Р. Лурия, проводившим исследо¬вания в нача
ле 30-х годов в отдаленных кишлаках. Он просил неграмотных крестьян сд
елать вывод из предла¬гавшихся им посылок: «На далеком Севере, где сне
г, все медведи белые». «Новая Земля — на далеком Севере, и там всегда
снег». «Какого цвета там медведи?» Часто следовал ответ: «Я не знаю, к
акие там медведи, я на Севере не был» или «Мы всегда говорим только то
, что видим, того, чего мы не видели, мы не говорим». Таким образом, о
перация логического вывода из посылок не име¬ла для испытуемых универс
ального значения, основная роль в умозаключении отводилась собственном
у практи¬ческому опыту. Этим же испытуемым показывали различ¬ные фигур
ы (рис. 11) и просили сказать, что они видят. Полученные ответы ярко и
ллюстрируют обращение лишь к непосредственному опыту [177]. Сходным об
разом, т. е. изолированно, рассматривают обе посылки маленькие дети, о
ни воспринимают их независимо друг от друга и поэтому не могут сделать
логический вывод.
Благодаря силлогизмам и другим логическим формам, мышление становится
доказательным, убедительным, не¬противоречивым. В логических формулах
(например, в силлогизме) воплощены как бы застывшие, законченные, четк
о и до конца сформулированные мысли, т. е. готовые продукты мышления.
Они сохраняются в памяти как запас накопленных людьми знаний в форме о
бщих ут¬верждений (правил).
Рис. 11. Пример ограниченности восприятия наглядной практиче¬ской ситу
ацией. Вверху: зрительные фигуры, предъявлявшиеся в ис-следованиях А.
Р. Лурия неграмотным крестьянам, жившим в начале 30-х годов XX в. в от
даленных кишлаках Узбекистана; внизу: названия данные этим фигурам.
(Из кн Лурия А Р Об историческом развитии познавательных процессов М ,
1974 )
Несмотря на то, что формулировка общего правила ничего не добавляет к
нашим знаниям, она полезна, поскольку правило легче хранить в памяти и
передать другим людям, чем набор примеров. Нали¬чие правила побуждает
проверять новые случаи на соот¬ветствие ему, при этом исключения стан
овятся вдвойне заметными.
Однако возможности индукции, заложенные в правиле, ограничены. Вот как
это проиллюстрировал в своей книге Пойа прекрасным примером, названны
м им «Логик, ма¬тематик, физик и инженер». «Взгляни на этого мате¬мати
ка,— сказал логик.— Он замечает, что первые 99 чи¬сел меньше сотни и о
тсюда с помощью того, что он называет индукцией, заключает, что все чи
сла меньше сотни». «Физик верит,— сказал математик,— что 60 де¬лится н
а все числа. Он замечает, что 60 делится на 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Он пров
еряет несколько других чисел, например 10, 20 и 30, взятых, как он гов
орит, наугад. Так как 60 делится также и на них, то он считает экспери
ментальные данные достаточными». «Да, но взгля¬ни на инженера,— возраз
ил физик.— Инженер подозре¬вает, что все нечетные числа — простые. Во
всяком случае, 1 можно рассматривать как простое число. Затем идут 3,
5, 7— все, несомненно, простые. Затем идет 9— досадный случай, оно, по
-видимому, не простое. Но и 11 и 13, конечно, простые. Возвратимся к 9
,— говорит он,— я заключаю, что 9 должно быть ошибкой эксперимента»
152
[223, с. 29]. Мы видим, что все специалисты ожидали, что наблюдаемая з
акономерность продолжается за пре¬делами их наблюдений, разница между
ними состояла лишь в числе проведенных наблюдений (99, 9 и 6) до форму
лирования вывода. Совершенно очевидно, что ин¬дукция может приводить к
ошибкам, но тем не менее она служит одним из основных средств получен
ия знаний.
Итак, элементы, с которыми оперирует мысль,— это образы, представления
, понятия, суждения и умозаклю¬чения, а к основным операциям мышления
относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, абстраги-
рование, конкретизацию. Полезно отметить, что основные операции можно
представить как обратимые пары: ана¬лиз — синтез, выявление сходства —
выявление раз¬личий, абстрагирование — конкретизация. Теперь рас¬смот
рим, как протекает сам процесс мышления.
Этапы мыслительного процесса