СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(5) Однако важно, что Сила не награждает и не наказывает. У нее нет "в
ласти" в этом смысле. Как говорит Библия: "Все действует сообща для бл
ага тех, кто любит Бога". И наоборот, против тех, кто не любит. Идея в
ласти в смысле одностороннего контроля чужда АА. Эта организация жестк
о "демократична" (их слово), и даже их божество связано тем, что можно
было бы назвать системным детерминизмом. Схожие ограничения применяют
ся как к отношениям между членом АА и пьяницей, которому он надеется п
омочь, так и к отношениям между центральным офисом АА и локальными гру
ппами.
(6) Первые две "ступени" АА определяют алкогольную зависимость как про
явление этой Силы.
(7) Здоровые отношения между человеком и этой Силой являются комплемен
тарными. Это резко контрастирует с "гордостью" алкоголика, являющейся
предикатом симметричных отношений с воображаемым "другим". Схизмогенез
всегда сильнее своих участников.
(8) Качество и содержание отношений каждого человека с этой Силой выра
жается или отражается в социальной структуре АА. Секулярный аспект это
й системы - ее правление - описывается в "Двенадцати традициях", котор
ые дополняют "Двенадцать ступеней", определяющих отношения человека с
Силой. Эти два документа соединяются в двенадцатой ступени, причисляющ
ей помощь другим алкоголикам к необходимым духовным упражнениям, без к
оторых вероятен рецидив. Вся эта система является дюркгеймовской религ
ией в том смысле, что отношения между человеком и его социальным окруж
ением параллельны отношениям человека с Богом. "АА - это сила, которая
больше любого из нас" (Alcoholics..., 1957).
Итак, можно сказать, что отношения индивида с "Силой" лучше всего опре
деляются словом при-частность.
(9) Анонимность. Следует понять, что в мышлении и теологии АА анонимно
сть значит гораздо больше, чем простая защита членов организации от ра
зглашения и позора. С увеличением славы и успеха этой организации возн
икло искушение использовать свое членство в ней как положительный акти
в в общественных связях, политике, образовании и других областях. Соуч
редитель этой организации Билл У. в ранний период своей жизни сам был
жертвой подобного искушения и описал эту ситуацию в своей статье (там
же). Во-первых, он замечает, что любое захватывание центра внимания пр
едставляло бы личную и духовную опасность для члена организации, котор
ый не может себе позволить такого своекорыстия. Кроме того, для органи
зации в целом вовлечение в политику, религиозную полемику и социальное
реформаторство было бы фатальным. Он ясно указывает, что ошибки алког
олика исходят из того же источника, что и "силы, которые сегодня рвут
мир на части", но не дело АА спасать мир. Их единственная цель: "...не
сти послание АА тем больным алкоголизмом, которые этого хотят" (гам же
). Он заключает, что "анонимность есть величайший символ самопожертвов
ания, который мы знаем". Двенадцатая из "Двенадцати традиций" заявляет
, что "анонимность является духовной основой наших традиций, вечно нап
оминая нам о необходимости ставить принципы впереди личностей".
К этому мы можем добавить, что анонимность является также глубоким выр
ажением системных отношений "часть-целое". Некоторые системные теорети
ки пошли бы даже дальше, поскольку главное искушение системной теории
лежит в овеществлении (reification) теоретических концепций. Анатоль Х
олт (Anatol Holt) говорил, что хотел бы иметь наклейку на бампер с пар
адоксальным лозунгом: "Долой существительные!" (Bateson M., 1968).
(10) Молитва. Использование молитвы в АА подтверждает комплементарност
ь отношений "часть-целое" тем простым способом, что оно требует наличи
я таких отношений. Требуется такое личностное качество, как смирение,
которое фактически проявляется в самом акте молитвы. Если акт молитвы
искренний (что не так просто), Бог не может не выполнить просьбу. Это
особенно верно для "Бога как ты его понимаешь". Эта в своем роде прекр
асная самоподтверждающаяся тавтология есть именно тот бальзам, который
требуется после мук, наступивших с "падением на дно" и причиняемых "д
войным посланием".
Несколько более сложна знаменитая "Молитва о Просветлении":
Боже, дай нам ясность ума, чтобы принять то, что мы не можем изменить,
дай мужество изменить то, что мы можем изменить, и мудрость, чтобы ра
зличить их [4].