СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Активные методы обучения оказались наиболее про¬дуктивными для взрослы
х, поскольку они разумно исполь¬зуют жизненный и профессиональный опыт
и в них учтены возрастные особенности психики. Активные методы обуче¬
ния базируются на экспериментально установленных фак¬тах о том, что в
памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% то
го, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что о
н слышит [146], следовательно, наиболее эффективная форма обу¬чения до
лжна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эт
и данные демонстрируют целесообразность использования активных методов
обуче¬ния
Все активные методы направлены не только на овла¬дение конкретными зна
ниями, но и на совершенствование различных психических навыков специал
истов: усиление способности к анализу «неочищенных» задач, умение упра
влять своими эмоциями, принимая ответственные ре¬шения в неоптимальных
условиях Рассмотрим отдельно различные методы
Конкретные ситуации
Метод конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирова
нных производственных задач и умение формулировать задачу самостоятель
но. Сталки¬ваясь с конкретной задачей, специалист прежде всего должен
определить, есть ли в ней проблема и в чем, соб¬ственно, она состоит,
определить свою позицию, выяс¬нить, что следует решать и есть ли в это
м необходимость. На рис. 22 изображена конкретная ситуация, содержащая
понятную всем проблему, решение которой жизненно важ¬но для каждого и
з участников.
При традиционном способе обучения в вузе условия задачи обычно выступа
ют перед студентами сразу в четко сформулированном виде, в котором они
могут войти в ре¬шение. Составитель задачи уже совершил ту сложную ин
теллектуальную работу, которая необходима для точной ее постановки. Од
нако в реальной жизненной ситуации условия задачи не только заранее не
известны, никем не заданы, но часто замаскированы, повернуты для чело
века не той стороной, в какой затем фигурируют в процессе ре¬шения. Та
ким образом, при решении учебной задачи, как правило, не требуется пре
образования ее условий к виду, пригодному для использования в процессе
решения, а при решении любой практической, производственной задачи та
кое преобразование превращается в самостоятельную сложную задачу. Коль
скоро учебная задача дана студен¬ту, от него не требуется умения обна
ружить проблему, из которой она произошла. Для него остается загадкой,
как можно из огромного множества сторон и свойств, так или иначе отно
сящихся к проблемной ситуации, выделить те, которые потребуются для ее
разрешения,— ведь в учебной задаче всегда ограниченное количество усл
овий и, как правило, именно те, которые будут необходимы. Не слу¬чайно
для учебной деятельности нередко характерны фор¬мальные решения, их г
лавный принцип — поиск подхо¬дящего способа комбинирования заданных ус
ловий без анализа содержательной стороны задачи.
При использовании метода конкретных ситуаций обу¬чаемому предлагают сб
орник с развернутыми описаниями ситуаций, описание каждой ситуации сос
тавляет от 2 до 40 страниц машинописного текста. Обучающийся выделяет
симптомы проблемы, важную информацию и решает, что
нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций широко используется
форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в
другой форме вы¬глядели бы менее интересно. Описание ситуаций пред¬ста
влено таким образом, что обучаемому необходимо са¬мому определить, что
«дано» и что «требуется найти».
466
Рис. 22 Пример конкретной ситуации.
(Из кн Гильде В И , Штарке К Д Нужны идеи М , 1973 )
467
Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близк
их к оптимальному и приемлемых в конкрет¬ной обстановке. На этом ее св
ойстве и базируется заключительная дискуссия с учащимися, в которой ср
авнивают¬ся найденные ими различные варианты решения. Обсуж¬дение разл
ичных вариантов решения одной и той же си¬туации существенно углубляет
опыт обучаемых: каждый из них может ознакомиться с вариантами решения
, по-слушать и взвесить множество их оценок, дополнений и изменений. Э
то, конечно, не равноценно многократному самостоятельному принятию реш
ений в реальной обста¬новке, но в какой-то мере способствует приобрете
нию жизненного опыта.
Важно отметить, что в конкретные ситуации, как пра¬вило, включена допо
лнительная информация, казалось бы, не относящаяся прямо к решаемой за
даче, например, сведения об истории предприятия, но она позволяет ана-
лизировать предложенный материал как с объективной, так и с субъективн
ой точки зрения. Описания ситуаций содержат не только указания на отно
шения между людьми и поведение участников событий, но включают и данны
е, совсем не нужные для решения. Часто в них нет четко сформулированно
го вопроса, и они не только не имеют однозначного решения, но могут во
обще не иметь решения в общепринятом смысле слова. Информация может бы
ть дана не в логической последовательности, а в том порядке и форме, в
каких она встречается на практике. При ана¬лизе различных подходов и
попыток решения демонстри¬руется, как важно отделить факты от их толко
вания и по¬казывается, что для этого необходимо учитывать, кто дал те
или иные сведения.
Как показала практика, метод анализа ситуаций сти¬мулирует обращение к
литературным источникам, консуль¬тациям и усиливает стремление к прио
бретению теоре¬тических знаний для получения ответов на поставленные в
опросы. Именно поэтому метод закрепляет сведения, по¬лучаемые на лекци
ях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний. Од
нако его цель — не в простом закреплении теоретических знаний, ситуаци
и должны развивать у обучающихся инициативу, аналити¬ческие способност
и, способствовать правильному исполь¬зованию имеющейся в их распоряжен
ии информации и умению обосновывать свои решения. Главная задача
468
этого метода — развить умение анализировать нерафини¬рованные задачи,
вырабатывать самостоятельные реше¬ния. Процесс выработки решения соста
вляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее зна-
чение, чем само решение. Обучающийся должен сам выявить и сформулирова
ть задачу и значимые факты, помогающие ее решить, для чего необходимо
тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, ограничи
вающие решение, разработать несколько альтер¬нативных способов действи
я, произвести разбор положи¬тельных и отрицательных последствий каждог
о и, наконец, обосновать лучший вариант решения.