СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ОБДУМЫВАНИЮ СОБРАННОГО ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА*
* Bateson G. Experiments in Thinking about Observed Ethnological Mater
ial // Philosophy of Science. 1941. Vol. 8(1).
Меня попросили дать честный интроспективный личный отчет о том, как я
обдумываю антропологический материал. Чтобы я мог занять честную и лич
ностную позицию в отношении своего мышления, моя позиция в отношении р
езультатов этого мышления должна быть безличной. Даже если можно на по
лчаса отставить гордость и стыд, то с честностью это сделать труднее.
Позвольте мне построить картину того, как я думаю, представив вам авто
биографический отчет о том, как я приобрел свой набор концептуальных и
нструментов и интеллектуальных привычек. Я имею в виду не академическу
ю биографию или перечень предметов, которые я изучал, а нечто более зн
ачительное - скорее список лейтмотивов мышления в различных научных ди
сциплинах. Эти лейтмотивы произвели на мой разум такое глубокое впечат
ление, что, начав работать с антропологическим материалом, я естествен
но использовал их.
Самой большой частью этого набора инструментов я обязан своему отцу Уи
льяму Бейтсону, который был генетиком. В школах и университетах делает
ся очень мало для передачи идеи базовых принципов научного мышления, и
то, чему я научился, в значительной степени связано с беседами с моим
отцом и, возможно, особенно с "обертонами" его высказываний. Хотя сам
он почти не говорил о философии, математике и логике, он ясно выражал
свое недоверие к подобным предметам. Но я думаю, что, вопреки себе, о
н тем не менее передал мне кое-что из этих предметов.
Особенно мне передались подходы, которые он отрицал в себе. В своих ра
нних и своих лучших работах (о чем, я полагаю, он знал) он поставил пр
облемы симметрии животных, сегментации, последовательного повторения ч
астей, паттернов и т.д. Позднее он отвернулся от этой области и посвят
ил остаток своей жизни менделизму. Но он всегда "мечтал" о проблемах п
аттерна и симметрии, и мне передались его мечтания, а также вдохновляв
ший их мистицизм, который, хорошо это или плохо, я назвал "наукой".