СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Меня интересует, какая важная психическая информация содержится в объе
кте искусства помимо того, что он может "репрезентировать". Бюффон (Bu
ffon) сказал: "Le style est I'homme тёте" - "Стиль - это и есть челове
к". Что же имплицируется в стиле, материалах, композиции, ритме, масте
рстве и т.д.?
Ясно, что эти вещи будут включать и геометрические орнаменты наряду с
композиционными и стилистическими аспектами более репрезентативных раб
от.
Львы на Трафальгарской площади могли бы быть орлами или бульдогами, но
по-прежнему передавать те же (или схожие) сообщения об Империи и куль
турных предпосылках Англии девятнадцатого века. Однако насколько други
ми могли бы быть эти сообщения, будь они сделаны из дерева!
Однако сам факт репрезентативности существен. В высшей степени реалист
ичные лошади и олени Альтамиры явно связаны совсем с другими культурны
ми предпосылками, нежели высоко схематичные черные контуры последующег
о периода. Код, посредством которого воспринимаемые объекты и люди (ил
и сверхъестественные сущности) трансформируются в дерево или краску, я
вляется источником информации о художнике и его культуре.
Меня интересуют именно правила трансформации, т.е. код, а не сообщение
.
Моя цель не инструментальна. Я не собираюсь использовать обнаруженные
правила трансформации для обратной трансформации ("декодирования") соо
бщения. Трансляция объекта искусства в мифологию с последующим изучени
ем мифологии была бы только ловкой уверткой или отказом отвечать на во
прос: "Что же есть искусство?"
Я спрашиваю, следовательно, не о смысле закодированного сообщения, а с
корее о смысле выбранного кода. Однако следует определить это скользко
е слово - "смысл".
Было бы удобно на первый раз определить "смысл" так обобщенно, как тол
ько возможно.
"Смысл" можно рассматривать как приблизительный синоним слов "паттерн"
, "избыточность", "информация" и как ограничение внутри следующей пара
дигмы.
Следует считать, что некоторый конгломерат событий или объектов (напри
мер, последовательность фонем, картина, лягушка или культура) содержит
"избыточность" ("паттерн"), если этот конгломерат некоторым способом
может быть разделен "чертой" таким образом, что наблюдатель, восприним
ающий только то, что находится по одну сторону этой черты, может догад
аться (с успехом, превышающим случайный), что же находится по другую с
торону черты. Мы можем сказать, что то, что находится по одну сторону
черты, содержит информацию (смысл) того, что находится по другую сторо
ну. На инженерном языке можно сказать, что конгломерат содержит "избыт
очность". С точки зрения наблюдателя-кибернетика, информация, доступна
я по одну сторону черты, будет ограничивать ошибочное угадывание (т.е.
снижать его вероятность). Приведу примеры: