СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
ФОРМА И ПАТОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНЦЕПЦИЯ ВТОРИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ*
* Bateson G. Social Planning and the Concept of Deutero-Learning // Re
lation to the Democratic Way of Life / Ed. by L. Brison, L. Finkelstei
n. N.Y., 1942.
Позвольте мне сфокусировать этот комментарий на последнем пункте того
резюме, которое д-р Мид дала к своей работе (Mead, 1942) [1]. Неспециа
листу, не занятому сравнительным изучением человеческих культур, эта р
екомендация может показаться странной; она может показаться этическим
или философским парадоксом, предложением отвергнуть цель ради достижен
ия цели; она даже может напомнить некоторые из фундаментальных афоризм
ов христианства или даосизма. Такие афоризмы достаточно известны; одна
ко неспециалист будет несколько удивлен, обнаружив, что они высказаны
ученым и облачены во все атрибуты аналитической мысли. Антропологам и
представителям социальных наук рекомендации д-ра Мид покажутся еще бол
ее удивительными и, возможно, еще более бессмысленными, поскольку инст
рументализм и "чертежи" являются основными ингредиентами научного взгл
яда на всю структуру жизни. Рекомендации д-ра Мид покажутся странными
и тем, кто занимается политикой, поскольку им свойственно делить решен
ия на политические и административные. Как правители, так и ученые (не
говоря уже о коммерсантах) видят человеческие усилия сквозь призму на
мерений, целей и средств, применения воли и удовлетворения.
1 Д-р Мид пишет: "...Студенты, посвятившие себя изучению культур как ц
елостных систем, систем динамического равновесия, могут сделать следую
щий вклад: <...>
4. Составить планы по изменению нашей современной культуры, признав ва
жность включения представителя социальных наук (social scientist) внут
рь своего экспериментального материала и признав, что, работая в напра
влении намеченных целей, мы манипулируем личностями и тем самым отрица
ем демократию. Только подходя к делу с точки зрения ценностей, которые
ограничиваются определением направления, мы можем использовать нужные
методы без отрицания моральной автономии человеческого духа".