СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
нимает во внимание только один признак предмета, затем переносит внима
ние, на другой, забывая о первом. Со временем, по мере автоматизации м
ыслительных операций, их укрупнения и овладения операциями с блоками,
он осуществляет этот перенос все быстрее, и тогда возни¬кает возможнос
ть объединить признаки, связать их. Имен¬но высокая скорость переноса
и малое число обобщен¬ных элементов, позволяя удерживать их как бы одн
о¬временно, способствуют уяснению и пониманию существа их отношений. Р
асширение поля восприятия в значитель¬ной мере обеспечивается соответс
твующей скоростью связи признаков. Процесс прогрессирующей инерционно¬
сти нарушает эти связи и тем самым замедляет операцию синтеза в мышлен
ии.
Как уже отмечалось, развитие мыслительных опера¬ций в норме идет поэта
пно, образуя иерархическую систему. Сначала мышление осуществляется ка
к деятель¬ность с реальными предметами, которые фигурируют как знаки —
так организуются структуры внешних конкрет¬ных операций. Понятно, что
это процесс медленный, по¬скольку он опосредован инерционными внешним
и опера¬циями. Затем формируются системы действий в уме с представлени
ями и образами, но с опорой на непосред¬ственное восприятие. В этом сл
учае мышление протекает быстрее, чем при опоре на реальные действия с
пред-метами. И только затем возникают логические операции, не связанны
е непосредственно с внешними опорами, и поэтому они реализуются еще бы
стрее. Деятельность осу¬ществляется уже полностью во внутреннем плане
с от¬сутствующими объектами и опирается на знаковые, язы¬ковые средств
а. Использование в качестве блоков авто¬матизированных операций, целос
тных цепочек умозаклю¬чений, знаменует следующий этап — дальнейшее уск
оре¬ние мышления. Высокая скорость базируется здесь на восприятии боль
шой и малой посылок не изолированно, а симультанно, в единстве. В прот
ивном случае правиль¬ный вывод принципиально невозможен.
Значение подобной иерархии в функционировании мышления выявляется с ос
обой отчетливостью, когда она претерпевает обратное развитие в связи с
заболеванием. Здесь очень наглядно видна значимость скорости процес¬с
ов в динамике организации мыслительного акта. Как результат все нараст
ающей инерционности сужается
166
поле оперативного восприятия. Анализируя окружающую среду узким окном
и не одновременно, а последователь¬но, эти больные сохраняют способнос
ть справляться с за¬дачами, но поневоле производят этот анализ медленн
ее, обнаруживая недостаточную интеллектуальную и эмоцио¬нальную гибкос
ть. Такие качества, как педантичность, аккуратность и настойчивость, р
азвиваются у них как способ компенсировать тугоподвижность мыслительны
х процессов, поскольку только при помощи тщательного, последовательног
о выполнения всех элементов стоящего перед ними задания они могут обду
мать и правильно выполнить задание. Сугубо последовательный, замедлен¬
ный анализ среды порождает в мышлении конкретность, стремление к детал
изации, возврат к эгоцентриче¬ским тенденциям, что ведет к трудностям
отделения глав¬ного от второстепенного, гипертрофированной обстоятель¬
ности, неспособности к коротким формулировкам и быстро¬му переключению
[109].
Формирование любого навыка и мыслительного в том числе освобождает чел
овека от активного контроля за исполнением всех составляющих действия
и тем самым дает возможность перенесения внимания и ориентировки в бол
ее широкое поле деятельности. Вследствие нараста¬ния инерционности мыс
лительных процессов эти опера¬ции не только не становятся свернутыми и
автомати¬зированными по мере обучения, как это происходит у здоровых,
а, наоборот, разукрупняются ранее свернутые, поэтому больной не тольк
о работает с каждой опера¬цией отдельно, но вынужден и контролировать
их порознь. Все это создает впечатление, что он как бы застревает на м
елочах, мотив и цель деятельности все более смещается из широкой сферы
на выполнение узкой.
Вместе со смещением мотива деятельности соответ¬ственно смещается и ее
смысл. Последовательное выпол¬нение отдельных элементов задания всегд
а требует от¬влечения хотя бы на время от конечной цели всей деятель¬н
ости. Чем труднее для человека выполнение данного элемента, тем больше
отвлечение от конечной цели, пока, наконец, она совсем не упускается
из виду, и тогда само выполнение промежуточного действия становится са
мо¬целью. Поэтому говорят о сужении в ходе болезни поля ориентировки у
больных. Вследствие малой скорости про¬цессов это нарушение не позвол
яет им сразу охватить
167
все существенные элементы ситуации — они вынуждены переходить от одном
оментного восприятия к замедленно¬му, последовательному, а затем как б
ы возвращаться к началу для синтеза всего воспринимаемого.
Происходит деавтоматизация, «засоряющая» сознание больного переключени
ем его внимания на выполнение того, что в норме является неосознанной
вспомогатель¬ной операцией. Так каждая подробность, каждая опера¬ция м
ожет стать сама по себе сознательной целью, а затем и сознательным мот
ивом деятельности больного. Описанное превращение некогда вспомогатель
ных дейст¬вий в самостоятельные неизбежно меняет смысловое отно¬шение
к миру. То, что для здорового является пустяком, а иногда и вовсе неза
метной деталью, для подобного боль¬ного имеет эмоционально насыщенный
смысл.
Нарушение динамики мышления проявляется в том, что этим больным трудно
менять способ решения задачи, изменять ход своих суждений, переключат
ься с одного вида деятельности на другой. При классификации они оказыв
аются не в состоянии переключаться с одного выделенного ими признака н
а другой. Из стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении
все мно¬гообразие фактических отношений возникает своеобраз¬ное резоне
рство, проявляющееся в обстоятельности, из¬лишней детализации, которая
и обозначается как «вяз¬кость мышления», сопровождающаяся бедностью а
ссоциа¬ций и их излишней конкретностью.
Чтобы довести действия до желаемого результата, несмотря на прогрессир
ующее дробление мыслительных операций, из-за чего ведущая к цели цепь
действий становится все длиннее, необходимо все время укреплять мотива
цию. Она должна быть столь сильной, чтобы обеспечить поддержание усили
й на весь период поэтап¬ного приближения к цели. Тем самым определяетс
я осо¬бая сила чувств этих больных, а повышенная эмоцио¬нальность спос
обствует насыщению любой операции не¬адекватно глубоким смыслом [209].
Поскольку каждый элемент мыслительного процесса в этом случае оказыва
ет¬ся субъективно очень важным, то малейшее изменение стиля действия и
ли переключение на другие обстоятель¬ства при принятии решения даются
с большим трудом. Установки носят инертный характер. Все это обедняет
мышление, обращая его к избыточной конкретизации в
168
операциях классификации и ситуативным решениям в ущерб обобщенным, абс
трактным оценкам.
Резюмируя отдаленные последствия замедления мы¬слительных операций, мо
жно сказать, что они приводят к специфической нечувствительности к про
тиворечиям, пе¬реходу от индукции к трансдукции — движению мысли от ча
стного к частному, сужению оперативного поля восприя¬тия, понижению ин
теллектуальной гибкости, повышению педантичности, последовательному во
сприятию и избыточ¬ной конкретности мышления с затруднениями в отделе-
нии главного от второстепенного.
Противоположное положение по скорости мыслитель¬ных операций занимают
случаи, когда она повышена по сравнению с нормой. Такое состояние може
т возникнуть у здоровых людей при сильном возбуждении, у больных — в м
аниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза, а также при некото
рых неврозах. Преобразование ди¬намики мышления в связи с повышением с
корости опе¬рирования не гарантирует увеличения его продуктивности. Ус
корение нередко приводит к характерной для этих больных поверхностност
и суждений, поскольку, оперируя слишком быстро, они не успевают учитыв
ать всю со¬вокупность фактов и пропускают промежуточные звенья в рассу
ждениях, что и ведет к ложным выводам [109].
Повышение скорости мышления может приводить не только к его поверхност
ности, но и к отвлекаемости: каждое новое впечатление, сказанное кем-т
о слово, лю¬бой случайный раздражитель — все направляет мысли в новое
русло. И эти мысли так быстро сменяют друг друга, что человек не может
фиксировать их в сознании, поэтому не закончив одну мысль, он уже пер
е¬ходит к другой [32]. Иными словами, мысли не успе¬вают выстраиваться
в логические последовательности, и человек теряет управление ими. Одн
ако недостатки, свя-занные с поверхностностью суждений и отвлекаемость
ю, не всегда сопутствуют повышению скорости операций. Иногда в подобны
х состояниях люди могут обнаружи¬вать большую сообразительность и пора
жать тонкостью и точностью аргументации.
Важность удачной организации информации в памя¬ти и ее динамики интуит
ивно понятна — от организации и компоновки информации в памяти зависит
возмож¬ность нахождения решения задачи. При перегруппировке
169
материала мы как бы меняем веса тех или иных воз¬можных решений, оцени
ваем их вероятность и правдо¬подобность, соотносим их с целью, что и п
риводит в конце концов к решению. Следствия нарушения этого процесса о
собенно хорошо заметны в мышлении больных шизофренией, одна из сторон
заболевания которых как раз и проявляется в нарушении процесса накопле
ния инфор¬мации в памяти и формирования статистик.