СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Обычно за каждой учебной группой закрепляется так называемый «ведущий»
, в его функцию входит обеспе¬чение атмосферы доверия, открытости в гр
уппе, демон¬стрировать модель желаемого поведения: искренне и от¬крыто
выражать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, по
ддерживать их искренность. Он должен помочь установить атмосферу довер
ия, в которой можно внимательно проанализировать и собственное по¬веде
ние и поведение других. Как правило, ведущий не обращается к прошлому
опыту участников вне данной группы и пытается их самих удержать от это
го. Акцент делается на анализе того, что происходит «здесь и теперь».
Налаженная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть,
как другие интерпретируют то, что он говорит и делает, тем самым созда
ется предпосылка для осмысливания возможных последствий своих действий
в группе. Участники тренинга должны оказаться способ¬ными информирова
ть друг друга о том, как они видят и интерпретируют поведение, и описы
вать возникающие у них чувства. Это основной процесс, посредством кото
¬рого участники «научаются» своим собственным поведе¬нием и своими уси
лиями интерпретировать поведение дру-гого человека.
В тренинге используется ряд специальных упражне¬ний, одним из них явля
ется «слепое доверие», которое с успехом использовалось для занятий со
студентами педа¬гогического института. Обучаемые разбиваются на пары.
Один из пары становится «слепым» (ему завязывают глаза), другой—повод
ырем. Парам предлагается погу¬лять 10 минут в помещении и на улице. Па
ртнеры не дол¬жны при этом разговаривать, и прогулку не следует
478
превращать в бег с препятствиями для «слепого». Пово¬дырь должен прояв
ить максимум изобретательности, что¬бы дать своему партнеру пережить с
амые разнообразные ситуации, как-то: опознать предметы наощупь, побыть
немного в одиночестве, пробежаться по ровной площадке, услышать разли
чные звуки, испытать смену температур воздуха. Через 10 минут партнеры
меняются местами. Это упражнение дает возможность пережить собственну
ю бес-помощность, доверие или недоверие к поводырю, ответ¬ственность з
а безопасность другого, ощущение своей вины, если не все идет гладко.
После того как все пары закончат упражнение, проводится групповое обсу
ждение. В резуль¬тате упражнений и дискуссий развивается более глубо¬к
ое понимание способов общения, например, уяснение того, как целесообра
зно на первых порах строить взаимо¬действие с человеком, создавая обра
з партнера не на основе собственных соображений, а в соответствии с те
м, что предлагает сам партнер, усваивая его образ таким, каким он хоче
т его видеть. Согласие принять человека в той роли, которую он предлаг
ает, улучшает взаимоотно-шения, позволяет наладить контакт и в дальней
шем сфор¬мировать наиболее адекватное взаимодействие с ним.
Различные стили поведения отрабатываются на заня¬тиях, их эффективност
ь проверяется по реакции других членов группы. Обратная связь с другим
и членами груп¬пы помогает человеку понять, каким его видят другие, ка
к они реагируют на его поведение, и через их реакцию по¬нять самого се
бя. Метод тренировки чувствительности помогает вырабатывать умение опт
имально мотивировать и стимулировать человека к деятельности [103, 112
, 128, 210, 339, 355].
Мозговая атака
Метод мозговых атак (мозговой штурм) — это группо¬вое решение творческ
ой проблемы, обеспечиваемое и об¬легчаемое рядом особых приемов. Мозго
вая атака была предложена в конце 30-х годов как метод, направленный н
а активизацию творческой мысли, для этого применяются средства, снижаю
щие критичность и самокритичность че¬ловека, тем самым повышающие его
уверенность в себе и проявляющие механизмы творческого акта. Как извес
т¬но, творческая эффективность большинства людей опре¬деляется не толь
ко их талантом, но и
479
возможностью максимальной реализации своих творческих потенций, поэто
¬му в основе метода мозговой атаки лежит предположение, что снижение к
ритичности человека к своим возмож¬ностям оптимизирует условия для тво
рчества. В началь¬ный период творчества многие изобретатели и ученые з
атрачивают значительные усилия на то, чтобы заглушить в себе голос вну
треннего критика (пока произведение творческой мысли еще находится «в
эмбриональном» состоянии, оно может выглядеть непривлекательно даже в
глазах своего творца).
Снижение критичности в процессе мозгового штурма достигается двумя пут
ями. Первый — прямая инструкция: быть свободным, творческим, оригиналь
ным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться оценки окру
жающих. Цель инструкции — изменение внутренней позиции, установки личн
ости по отношению к своим спо¬собностям. Второй путь — создание благоп
риятных внеш¬них условий: сочувствие, поддержка и одобрение парт-неров
. Ведущий прилагает специальные усилия для созда¬ния особой располагаю
щей атмосферы. В такой обста¬новке ослабевает внутренний контроль и об
легчается включение в творческий процесс. Ведь иногда одной кри¬тическ
ой реплики достаточно, чтобы интересное, но рис¬кованное предложение н
а ходу было заменено другим — проверенным, но неинтересным. В мозговой
атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у от¬дель
ных членов группы, ее достоинство состоит в том, что она открывает воз
можность перехода на чужую логику — логику соседа, таким образом, твор
ческие потенциалы всех участников атаки как бы суммируются.
В ходе тренировки участники приобретают умение до¬брожелательно спорит
ь, слушать, задавать вопросы, по¬ощрять, критиковать. Очень часто люди
не могут отделить то, что они действительно видят, от того, что они н
астроены увидеть под давлением своего предубеждения, поэтому надо науч
ить человека наблюдать непредвзято и по воз¬можности объективно. Вмест
е с развитием наблюдатель¬ности совершенствуется и способность к самон
аблюдению и одновременно становится более объективным отношение к себе
.
В сеансе мозговой атаки каждый участник свободно выдвигает свои предло
жения по решению рассматри¬ваемой задачи, при этом критика запрещена п
олностью.
480
Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но
и снимает социальные и субордина¬ционные запреты, налагаемые каждым че
ловеком на свои высказывания при обычном разговоре! Работая в группе,
легче видеть недостатки в идеях партнеров по атаке, чем в своих собств
енных. Тот член группы, который формули¬рует текущее предложение, вним
ание которого полностью занято, может не заметить и не оценить намека
на ре¬шение, содержавшегося в качестве второстепенной детали в его пре
дложении. Другой, наблюдая со стороны, оказы¬вается в более благоприят
ных условиях. Для него эти вто¬ростепенные детали выступают как намек
на нужное ре¬шение, и он может его использовать при анализе качества п
редложения и его совершенствовании.
Поскольку основные правила проведения мозгового штурма исключают всяку
ю критику, каждый участник убежден, что можно высказать любую мысль бе
з боязни, что ее признают смешной или несостоятельной. В процессе рабо
ты ведущий задает вопросы и всячески поощряет необузданное ассоциирова
ние участников группы. Вопро¬сы ведущего должны быть сформулированы та
к, чтобы сломать лед и побудить участников начать говорить, на¬пример:
«Полностью ли Вы разделяете эту идею?» Веду¬щий просит участников пер
еформулировать свои высказы¬вания таким образом, чтобы превратить их и
з оценочных в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо пото¬му
что...» Чем более дикая (маловероятная) идея предла¬гается, тем больше
е поощрение она встречает со стороны ведущего. Количество идей должно
быть как можно большим, в процессе атаки каждому разрешается как угодн
о комбинировать, видоизменять и улучшать идеи, высказанные другими уча
стниками. Обычно прежде чем участник начнет излагать поправку, дополне
ние или раз¬витие идеи предыдущего товарища, ведущий рекомендует в дву
х словах повторить его идею и спросить, правильно ли его поняли. Взаим
ное поощрение способствует рожде¬нию множества предложений, их взаимод
ействие нередко порождает новые идеи, до которых ни один из участников
не додумался бы самостоятельно.
На эффективность коллективной работы группы вли¬яет не только ее колич
ественный состав, но и опыт, стиль работы и профессия каждого ее члена
. Психологический барьер отдельного человека преодолевается легче, есл
и
481
группа более разнородна по составу. Групповая форма работы делает вну
тренние барьеры отдельных членов группы более уязвимыми и менее стойки
ми. Имея разный жизненный и профессиональный опыт, разные установки и
личностные табу, они задают друг другу такие вопросы, какие не могли б
ы задать самим себе, будучи ограни¬ченными собственными внутренними ба
рьерами и установ¬ками. Так в условиях групповой атаки быстрее обнаруж
и¬ваются и преодолеваются противоречия в рассуждениях и логические оши
бки отдельных ее участников.
Занятие проводится следующим образом. Производит¬ся обдуманное размеще
ние участников мозговой атаки, так как оно оказывает существенное влия
ние на их актив¬ность, на единство и целостность в работе группы. Для
тех, кто сидит сзади или с края, включиться в общий разго¬вор труднее,
поэтому желательно расположить участников лицом друг к другу. Затем в
едущий ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить
как можно больше вариантов решения без предварительного обду¬мывания
за небольшой промежуток времени. Время ата¬ки колеблется от нескольких
минут до часа. Ни один из предложенных вариантов не только не подверг
ается кри-тике, но, наоборот, всячески поощряется, стимулируется выдви
жение необычных и даже совсем нереальных идей. Время выступления каждо
го участника, как правило, не более 1—2 минут, выступать можно много р
аз, но жела¬тельно не подряд. Все выступления как можно точнее записыв
аются, все предложения, включая самые ценные идеи, являются плодами ко
ллективного труда и не персо¬нифицируются. Мозговой штурм обычно закан
чивается, когда поток предложений иссякает.
На занятиях используют и специальные приемы акти¬визации мышления: спи
ски контрольных вопросов, рас¬членение, изложение задачи неспециалисту
. С помощью списка поиск направляется наводящими вопросами. Для каждой
специальной области составляют перечень разно¬образных вопросов, кажд
ый участник атаки задает их себе последовательно в процессе решения за
дачи, что активи¬зирует его мысль, позволяя поворачивать и рассматрива
ть вопрос с разных сторон. Ответы на вопросы из списка иногда позволяю
т найти выход из тупика. Вот типичные вопросы: «А если сделать наоборо
т? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А
если взять другой материал?