СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Правое полушарие использует другие способы описа¬ния конфигурации изоб
ражения. В отличие от иерархии левосторонних признаков, они уже на ниж
нем уровне своей иерархии характеризуют не отдельный участок фи¬гуры,
а всю ее одновременно, целостно. К таким це¬лостным признакам можно от
нести симметрию, особым об-
46
разом утоньшенную исходную фигуру, получившую назва¬ние «скелет», и сл
ожность. При этом сложность является весьма обобщенной характеристикой
, так как включает в себя меру регулярности свойств объекта, число его
элементов и их разнообразие, а также учитывает конк¬ретную последоват
ельность анализа данного объекта при его восприятии. Скелет, сохраняя
связность, ориентацию и симметрию исходной фигуры, создает возможность
не только воспринять пространственную организацию фигу¬ры, но и упрос
тить мысленные пространственные пре¬образования с ней. Кроме уже упомя
нутых признаков к правополушарным можно отнести такое целостное пред¬с
тавление, как цвет фигуры. Как известно, восприятие цвета оказывает на
человека глубокое и многогранное влияние. В качестве правосторонней х
арактеристики вос¬приятие цвета тесно связано с первичными сенсорными
процессами, неосознаваемыми душевными состояниями, оказывает мощное во
здействие на работоспособность и настроение. В контексте обсуждаемых п
роблем необхо¬димо подчеркнуть, что цвет влияет на восприятие челове¬к
ом веса тела, температуры помещения, оценку удален¬ности объекта и раз
личимость предметов.
Важная роль сложности как более обобщенного опи¬сания конфигурации изо
бражения, чем сходство, прояви¬лась в наших экспериментах, когда испыт
уемым предъяв¬ляли наборы несмысловых фигур и их просили разложить эти
фигуры на две группы по сложности или по сход¬ству. В каждом наборе ф
игуры были либо одного цвета, либо пяти различных цветов. Эксперименты
показали, что стратегия испытуемых при классификации по слож¬ности не
зависела от цвета (была стандартной при всех цветах), а опиралась тол
ько на форму фигур. Что касает¬ся другого критерия — сходства, то дейс
твия испытуемых явно зависели от цвета. Таким образом, сложность, соот
¬носимая с иерархией правосторонних описаний конфигу¬рации изображения
, проявила себя как более обобщен¬ное описание, чем признак сходства,
соотносимый с выс¬шим уровнем иерархии левосторонних описаний. Исполь¬
зование оптимальных композиций право- и левополушарных признаков позво
ляет моделировать процесс узнавания для таких сложных объектов, как ру
кописные буквы, разрушенные, дефокусированные изображения и фотогра¬фи
ческие портреты [87, 88, 349].
47
Автоматическое распознавание рукописных знаков— букв и цифр — приобре
тает особую актуальность в связи с компьютеризацией. Этого требуют зад
ачи обработки и редактирования рукописных текстов, обработки инфор-мац
ии в банках и ряд других. Традиционные методы ре¬шения этой задачи осн
ованы на анализе всех точек кон¬тура буквы, при этом каждый дискретный
элемент ее конфигурации рассматривается несколько раз (минимум дважды
), что приводит к большой затрате времени на перебор и замедляет узнав
ание. Разработанные нами алго¬ритмы распознавания на основе сбалансиро
ванного ис¬пользования право- и левополушарных признаков позво¬ляют ра
дикально сократить перебор информативных точек изображения буквы и тем
самым ускорить и упростить процесс распознавания. Существо использова
нного подхо¬да состоит в том, что процесс анализа начинается с формиро
вания обобщенного правополушарного представ¬ления буквы в виде ее карк
аса — скелета. При построении каркаса используется менее десяти точек
контура буквы, и многие буквы отличаются уже по каркасу. Для раз¬личен
ия знаков с тождественными каркасами требуется следующий этап — примен
ение левополушарных призна¬ков, характеризующих форму отдельных коротк
их участ¬ков буквы. Программная реализация алгоритмов позволи¬ла сокра
тить в 2—3 раза перебор при распознавании букв различных алфавитов — р
усского, английского, гру¬зинского, армянского, хинди, урду.
Идея начинать анализ с обобщенного представления изображения применяла
сь также для автоматического распознавания многотоновых фигур, разруше
нных (дефокусированных) в такой степени, что невозможно было выделить
их контуры. В этом случае опознание тоже начиналось с построения карка
са. Однако если каркас буквы представлял собой ее внешнюю оболочку, то
здесь он формировался как структура из двух или четырех зондирующих л
иний, пересекавших фигуру. В качестве левосторонних различительных при
знаков использовались соотношения следов фигуры на линиях каркаса. Алг
о¬ритм оказался эффективным при распознавании несколь¬ких десятков кла
ссов фигур, дефокусированных в разной степени, вплоть до такой, когда
человек не различал уже никаких характерных особенностей фигур.
Аналогичный подход использовался и при обработке
48
реальных многотоновых фотопортретов. Для автомати¬ческого выделения ко
нтуров на них формировался каркас как структура зондирующих линий, но
теперь уже с учетом предынформации о типовом строении лица (нап¬ример,
о том, что оба глаза не могут находиться по одну сторону от носа). Пр
и решении этой задачи также удалось достичь существенного ускорения об
работки за счет сокращения перебора точек на входном фотопортрете. Упо
мянутые исследования подтвердили перспективность последовательного вск
лючения правосторонних и лево¬сторонних признаков на разных этапах рас
познавания. Это и неудивительно. В главе «Психические процессы и асимм
етрия полушарий» будет показано, что такая стратегия является магистра
льной при решении человеком зрительной задачи, поскольку доминирование
правого и левого полушарий, сменяя друг друга последовательно, включа
ют разные способы обработки информации.
Итак, в процессе восприятия человек накапливает сведения о предметах и
явлениях не как сумму отдель¬ных ощущений, а усваивает отношения межд
у предмета¬ми и их свойствами. Восполнение наличных сведений следами п
рошлого опыта создает возможность предсказа¬ния и тем самым не только
существенно ускоряет про¬цесс узнавания, но и более успешно адаптирует
че-ловека к среде. Как психическая функция, восприя¬тие обладает таки
ми характеристиками, как констан¬тность, предметность, целостность и о
бобщенность. Они делают его относительно независимым от постоянно из-м
еняющейся внешней среды.
Образ воспринимаемого объекта возникает, если чело¬век так или иначе а
ктивен по отношению к объекту, т. е. если имеет место активная предмет
ная деятель-ность. Система действий, посредством которой создавался об
раз, свертывается, погружается, и каждый раз, когда человек обращается
к этому образу, он воспроизводит соответствующую, хотя и преобразован
ную, систему дей¬ствий.
49
Адекватность образа поддерживается и корректирует¬ся правильно функци
онирующей обратной связью при до¬статочном объеме поступающей внешней
и внутренней информации. Внешняя информация регулирует оптималь¬ный ур
овень чувствительности восприятия, совокупность поступающей извне и из
нутри информации создает воз¬можность правильного восприятия своего по
ложения во времени и пространстве, и, наконец, привычная структу¬риров
анность внешней информации в сочетании с инди-видуальным опытом челове
ка обеспечивает закономерную работу его психики.
ВНИМАНИЕ
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
С. Маршак.