СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ТЕОРИИ ШИЗОФРЕНИИ*
* Bateson G. Minimal Requirements for a Theory of Schizophrenia // AMA
Archives of General Psychiatry. 1960. Vol.2. Это вторая ежегодная лек
ция памяти Альберта Д.Ласкера (Albert D.Lasker), прочитанная в Институ
те психосоматических и психиатрических исследований и учебных программ
госпиталя Майкла Риза (Michael Reese) в Чикаго 7 апреля 1959 года.
Любая наука, как и любой человек, имеет обязательства по отношению к с
воим соседям. Любить их, возможно, не требуется, но нужно одалживать и
м свои инструменты, брать взаймы инструменты у них, и вообще не давать
им распускаться. Возможно, о важности достижений любой науки мы судим
по тем изменениям, которых эти достижения требуют от методов и способ
ов мышления соседних наук. Однако не следует забывать о правиле бережл
ивости. Изменения, которых науки о поведении могут требовать от генети
ки, философии или теории информации, всегда должны быть минимальными.
Единство науки как целого достигается этой системой минимальных требов
аний, накладываемых каждой наукой на своих соседей, и в немалой степен
и тем "одалживанием" концептуальных инструментов и паттернов, которое
происходит между соседними науками.
Цель моей нынешней лекции состоит, следовательно, не в том, чтобы обсу
ждать конкретную теорию шизофрении, развиваемую нами в Пало-Альто. Ско
рее, я хочу показать вам, что эта теория и другие ей подобные воздейст
вуют на идеи, касающиеся самой природы объяснения. Я использовал назва
ние "Минимальные требования для теории шизофрении" и, выбирая это назв
ание, я имел в виду обсудить приложения теории "двойного послания" к б
олее широкой области наук о поведении и даже, сверх того, ее воздейств
ие на теорию эволюции и эпистемологию биологии. Каких минимальных изме
нений требует эта теория от смежных наук?
Я хочу разобраться с вопросом о воздействии экспериментальной теории ш
изофрении на триаду смежных наук: теорию обучения, генетику и эволюцию
.
Сперва кратко опишу гипотезу. В своей сути, идея апеллирует к ежедневн
ому опыту и элементарному здравому смыслу. Первое предположение, из ко
торого возникает гипотеза, состоит в том, что обучение всегда происход
ит в некотором контексте, имеющем формальные характеристики. При желан
ии можно обдумать формальные характеристики последовательности инструм
ентального избегания или формальные характеристики павловского экспери
мента. Обучиться поднимать лапу в павловском контексте - это совсем не
то, что обучиться тому же действию в контексте инструментального возн
аграждения.
Далее, гипотеза опирается на идею, что этот структурированный контекст
также размещается внутри более широкого контекста (если хотите, метак
онтекста) и эта последовательность контекстов образует открытую и, по-
видимому, бесконечную серию.
Гипотеза также предполагает, что происходящее в более узком контексте
(например, контексте инструментального избегания) будет подвергаться в
оздействию более широкого контекста, внутри которого обретает свое сущ
ествование меньший. Между контекстом и метаконтекстом может возникать
неконгруэнтность (конфликт). Например, контекст павловского обучения м
ожет помещаться в метаконтекст, который будет наказывать за обучение т
акого рода, возможно, настаивая на понимании. Тогда организм сталкивае
тся с дилеммой: либо быть неправым в первичном контексте, либо быть пр
авым по неправильным причинам или неправильным образом. Это и есть так
называемое "двойное послание". Мы исследуем гипотезу, что шизофрениче
ская коммуникация является продуктом обучения и становится привычной в
результате постоянного травмирования такого рода.
Только и всего.