СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Многим читателям будет полезно узнать, как коррек¬тировать проявления
своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жиз
ненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных пер
егрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенно
стях детей в каждом возраст¬ном периоде, об оптимальных способах взаим
одействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелог
о возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутр
енние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенно
сть жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя св
едения о способах предотвращения семейных конфлик¬тов. И, наконец, каж
дый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положени
я, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики — памят
и, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать
свои способности и склонности на благо общества.
В условиях ускорения социально-экономического раз¬вития страны особая
задача — «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма
— всего, что сдер¬живает общественный прогресс» [7, с. 21]. «Теперь м
но¬гое, а по существу, все,— отмечалось на XXVII съезде КПСС,— будет з
ависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие
общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие
с из¬менившимися условиями» [7, с. 5—6]. В свете сказанного второе из
дание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодолен
ия стереотипов, форми-рования целенаправленного активного, творческого
отно¬шения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим
же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так
, в главу «Мышле-ние» введен раздел «Характеристики мыслительного про¬
цесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки
и особенностей памяти. Главу «Соз¬нание» завершает новый параграф «Пре
одоление психо¬логической защиты», раскрывающий некоторые способы норм
ализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной по
зиции. В главе «Психические про¬цессы и асимметрия полушарий» обновлен
материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творч
еских способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополне
н теперь некоторыми практи-ческими рекомендациями для молодых супругов
.
Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипо
в» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями
пере-стройки высшего и среднего специального образования в стране». Н
апомним, что ими предусматривается в пол¬ной мере обеспечить потребнос
ти учебного процесса в электронно-вычислительной технике [8]. В этом р
азделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психолог
ических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерн
ый фанатизм»), намечаются пути их преодоления.
Использованный в книге материал основан на класси¬ческих исследованиях
основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ан
аньева, Л. С. Вы¬готского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломо
ва, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в со
ветской и зарубежной психологической литературе.
Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность с
лушателям факультетов повы¬шения квалификации преподавателей при Ленин
градском государственном университете имени А. А. Жданова и Ле-нинград
ском политехническом институте имени М. И. Ка¬линина, слушателям факул
ьтета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском п
олитех¬ническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградско
го университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплы
й прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.
С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леон
тьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. О
собенную благо¬дарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неиз¬мен
ный интерес к книге, существенная поддержка и дру¬жеское участие позво
лили завершить работу над руко¬писью, а также к Ю. С. Крижанской, акти
вно способ¬ствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно больш
ую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник
И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясно
сти и после-довательности изложения материала. И справедливости ради н
адо сказать, что она в значительной мере является результатом совместн
ой работы.
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Вначале было дело. Гете
Становление психических процессов
В этой книге будут рассматриваться различные пси¬хические процессы чел
овека. Полезно начать с уяснения того, в чем специфика высших психичес
ких процессов, к которым обычно относят восприятие, внимание, память,
мышление, эмоции и речь. Она состоит, во-первых, в том, что ни один вы
сший психический процесс не является следствием только возрастного раз
-вития и созревания. Непременное условие их форми¬рования — воспитание
и другие формы социальных кон¬тактов [71]. Другая их принципиальная о
собенность состоит в том, что преобразования сигналов, совершаю¬щиеся
в мозгу — органе психических процессов, воспри¬нимаются человеком как
события, разыгрывающиеся вне его. Они представляются происходящими во
внешнем пространстве, не совпадающем с пространством мозга. Еще Карл М
аркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв восприни
мается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как
объективная форма вещи, находящейся вне глаз» [6, с. 82]. Иными слова
ми, специфика психических процессов заключается в том, что они в конеч
ных осознаваемых параметрах определяются свойствами внешних объектов.
Несмотря на то, что физическое существование внеш¬них объектов никак н
е связано с мозгом, характеристики психических процессов представляютс
я нам как свойства и отношения внешних объектов, составляющих их содер
¬жание. Так, мысль раскрывается в признаках тех объек¬тов, отношения м
ежду которыми она отражает, а эмо¬ция — в терминах, обозначающих отнош
ения к тем со¬бытиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Таким
образом, психический процесс и его результат отнесены к разным объекта
м: первый — к мозгу, второй — к внешним предметам и явлениям. Для физи
ологического процесса, например, нет такого разделения: и сам процесс,
и его результат относятся нами к одному и тому же объекту — органу, к
оторый его реализует.
10
Важной особенностью психических функций является то, что их физиологич
еский компонент, т. е. те изменения в работе центральной нервной систе
мы, которые обеспе¬чивают соответствующий психический процесс, человек
ом совершенно не воспринимается. Нейрофизиологические составляющие пси
хических процессов оказываются прак¬тически недоступными для самонаблю
дения [68].
Возникает парадокс: события, развивающиеся в нас самих, в нашем мозгу,
мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, ощущаем. Это пр
отиворечие между реально существующими характеристиками психи¬ческих п
роцессов и их воспринимаемыми характеристика¬ми породило различные спо
собы его разрешения. Сильно упрощая, можно сказать, что в домарксистск
ой философии оно сводилось к двум крайним позициям: упрощенно-материал
истической, отрицающей существование образа и признающей реальным внут
ренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объек
тов (Эмпедокл, Демокрит), и субъективно-идеалистической, отрицающей су
ществование материальных объектов внеш-него мира, утверждающей мир обр
азов как единственную реальность (Беркли, Юм [по 68]).
Согласно диалектическому материализму, при взаимо¬действии человека с
окружающей средой она порождает в структуре его мозга процессы, отража
ющие свойства этой внешней среды. Таким образом, как причины воз-никно
вения, так и особенности развития психических про¬цессов оказываются л
ежащими вне организма. Отсюда понятно, почему характеристики психическ
их процессов принципиально не могут быть выведены только из зако-номер
ностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Для понимани
я их особенностей надо вклю¬чить в рассмотрение все многообразие социа
льных связей, внешних по отношению к данному индивиду, что пока предст
авляет непреодолимую трудность. Именно этой трудностью можно объяснить
представления о независи¬мости протекания психического и физиологичес
кого про¬цессов — психофизиологический параллелизм [319]. Осо¬бенность
психики, связанная с тем, что физиологическая составляющая психически
х процессов в восприятии прак¬тически совершенно не представлена, явил
ась, вероятно, следствием эволюции приспособительных свойств психики.
Если бы мы ощущали физиологическую сторону своих психических процессов
, то это только искажало бы картину внешнего мира и мешало его правиль
ному восприятию и пониманию. Таким образом, в психических процессах фи
зические изменения, разыгрывающиеся в ограниченном пространстве органо
в восприятия и мышления, пред¬стают перед нами как происходящие вне на
с в неогра¬ниченном внешнем пространстве и времени. Отмеченные особые
качества психических процессов и лежат в основе выделения предмета пси
хологии.
Важнейшая проблема психологии — изучение разви¬тия психических процесс
ов. В последующих разделах мы рассмотрим специфику проявления отдельны
х психиче¬ских функций, а здесь попытаемся определить то общее, что об
наруживается в их развитии. Но прежде всего остановимся на вопросе: ра
звиваются ли вообще психи¬ческие процессы в течение человеческой жизни
или просто с возрастом последовательно проявляются наследственно зада
нные качества?
По этому поводу существует несколько точек зрения. Так, представители
гештальт-психологии придерживают¬ся мнения, что психические процессы в
течение жизни не развиваются, а обнаруживаются как следствие по¬степе
нно проявляющихся врожденных задатков [365]. Для такой точки зрения ес
ть некоторые основания. Уста¬новлено, что психические процессы не полн
остью зависят от опыта: существуют и врожденные первичные структуры св
язей, необходимые, в частности, для осуществления первых контактов реб
енка с окружающим миром [214].