СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Ведь для широкой группы рабочих профессий, таких, как лекальщики, фрез
еровщики, закрой¬щики, модельщики, основа высокого профессионального у
ровня — свободное мысленное преобразование простран¬ственного материал
а.
Иными словами, при обучении теперь чаще апеллируют к акцентированию ме
ханизмов левого полушария при од¬новременном ослаблении вовлеченности
правого полуша¬рия. К чему это приводит? Логические способы аргумен¬та
ции как главный инструмент понимания, обеспечивае¬мые левым полушарием
, конечно, необходимы. Методы их совершенствования полезно накапливать
и внедрять. Но однобокое их развитие может привести к тому, что челов
ек становится способным грамотно воспроизвести изложенный на занятиях
материал, но оказывается беспо¬мощным, приступив к практической работе
, где каждая ситуация уникальна, не разрешается только стандартными пр
иемами и требует кроме знаний творческого подхода и интуиции.
Нельзя упускать из виду, что левое полушарие и на зрительные и на слух
овые раздражители реагирует мед¬леннее, чем правое, что особенно важно
для всех «ско¬ростных» профессий. Кроме того, гибкость и многообразие
процессов логической категоризации, обеспечиваемых ле¬вым полушарием,
могут привести к образованию поня¬тийных структур, которые не имеют х
арактерной для пер¬вичных правополушарных образований непосредственной
связи с реальностью и поэтому сами по себе не обеспечи¬вают нахождени
е адекватных и практически ценных ре¬шений. Условием проверки такой пр
актической адекват-ности абстрактных логических структур является возм
ож¬ность их обратного преобразования в наглядно-образную форму. Посмот
рите, как наглядно описывал Наполеон дарование полководца: он сравнива
л его с квадратом, в котором основание — воля, высота — ум. Если воля
пе¬ревешивает, полководец будет действовать мужественно и решительно,
но недостаточно разумно, в обратном слу¬чае — у него будут правильные
планы и блестящие идеи, но недостаточно мужества для их осуществления.
Для повышения эффективности обучения целесообраз¬но чаще обращаться к
возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему
особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, его обобщ
енность, целостность, одномоментность и образ-
332
ность, синтез в реальном пространстве и времени, вовле¬чение непроизво
льной памяти. С этой целью полезно си¬стематически включать в учебный
процесс манипулиро¬вание с моделями и макетами. Они развивают объемное
воображение, навыки мысленного манипулирования с объектами и способно
сти к продуцированию новых конструкций. Скорость формирования конструк
торских навыков при этом резко возрастает. Так, например, в Вол-гоград
ском технологическом институте под руководством О. А. Куликова [148] р
азработаны специальные конструк¬торы для взрослых, ко¬торые используют
ся, с одной стороны, как тес¬ты при отборе студентов для обучения конс
трук-торской специальности, а с другой — для раз¬вития продуктивности
их изобретательской деятельности. Исполь¬зование этих конструк¬торов
привело к ради¬кальному увеличению числа практически цен¬ных и внедре
нных в про-изводство дипломных работ (рис. 17). Взаи¬модействие с моде
лями, макетами и другими ре¬альными объектами способствует также ув
е¬личению разнообразия порождаемых ассоциа¬ций, которые служат одним и
з источников любого творчества.
Рис. 17. Фрагмент теста на кон¬структорские способности. Вверху — набо
р из семи элементов, из которых нужно собрать фигуры как можно быстрее
, внизу — примеры этих фигур; числа — критическое время для сборки.
(Куликов О А Механизировать помогли студенты — Машиностроитель, 1981,
№ 5 )
333
Можно активизиро¬вать возможности пра¬вого полушария, если умело испо
льзовать всякого рода схемы. Так, целесообразно в начале занятия предс
тавлять (изображать) общую схему материала, который предлага¬ется изло
жить. Она может содержать не более 6—7 блоков, соответствующих основны
м или наиболее важным моментам, подлежащим усвоению, и связей между ни
ми. Одно¬временная обозримость схемы позволяет соотносить полу-чаемые
знания друг с другом по мере их подробного изложения, а также предсказ
ывать некоторые результаты еще до того, как преподаватель, в соответст
вии с логикой изложения, подойдет к ним. Общая схема способствует не т
олько пониманию логики в изложении материала, она помогает самостоятел
ьно классифицировать излагаемый материал и с самого начала правильно р
аспределить свое внимание между главными и вспомогательными элемента¬м
и темы, тем самым повысив эффективность его усвоения.
Существующие в педагогической практике методы об¬учения иностранному я
зыку опираются на усвоение пра¬вил языка и особенностей его грамматиче
ских конструкций (обращение к левому полушарию) либо на образные предс
тавления и конкретные ситуации (обращение к пра¬вому полушарию). Более
продуктивным подходом к обу¬чению языку послужило бы одновременное ис
пользование тех и других методов в едином учебном процессе. Только сба
лансированное включение сильных сторон каждого по-лушария позволяет до
стичь максимальной скорости, ис¬пользуя в качестве критерия целостные
стереотипные, шаб¬лонные образцы (правое полушарие), и обеспечить мак¬
симальную точность при решении новых задач, ориенти¬руясь на локальные
, фрагментарные признаки левого полушария.
Одну из оригинальных схем с успехом применяла пре¬подаватель английско
го языка Ленинградского универ¬ситета М. А. Колпакчи. Ее схема «лягушк
а» многие годы служит эффективным наглядным пособием при изучении слож
ной системы построения глагольных форм различных времен в активном и п
ассивном залогах (рис. 18). Лапки лягушки образуют «решетку», с ее пом
ощью учащиеся са¬мостоятельно разносят временные формы по клеточкам ре
¬шетки, подражая образцу, и таким образом усваивают их.
Целостность восприятия, обеспечиваемая правым по¬лушарием, позволяет о
дномоментно усмотреть не только элементы изучаемого материала, но и их
взаимосвязи, т. е. понять общую структуру предмета.
334
Рис. 18. Схема «лягушка» для усвоения правил грамматики ан-глийского я
зыка
(Из кн. Колпакчи М. А. Дружеские встречи с английским языком Л., 1975
)
Усвоение общей структуры облегчает нахождение места в ней каждому ново
му факту, а также выявлению противоречий. Краткая, схематическая запис
ь задачи создает возможность одно¬временно охватить взглядом всю пробл
емную ситуацию, что таит в себе нечто подобное построению внутреннего
моста между проблемой и ее решением путем согласова¬ния мысленного обр
аза цели и наличного образа ситуации. Одномоментная обозримость предст
авляет собой важней¬шую психологическую предпосылку решения. По методи
ке С. С. Шаталова [299], которая доказала свою эффектив¬ность в практи
ке школьного обучения, изучение нового раздела целесообразно начинать
с представления его об¬щей схемы. Она изготавливается в красочной обра
зной форме, и на первом занятии по теме преподаватель поясня¬ет содерж
ание и значение каждого элемента схемы и свя¬зей между ними. Учащиеся
постепенно обучаются само¬стоятельному построению таких схем, при этом
у них вы¬рабатывается навык структурирования, необходимый для проникн
овения в существо любого нового материала.