СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Допустим, что удалось способствовать осознанию с травмирующей ситуации
. Что последует за этим? Как известно, самосознание связано со стремле
нием человека к эмоциональной близости с другими людьми, потреб¬ностью
любить и быть любимым и желанием сохранить свою независимость, проявл
яющуюся в чувстве собствен¬ного достоинства. Неудовлетворенность перво
й из этих потребностей порождает чувство одиночества, второй — чувство
зависимости и потери свободы. Когда человек осознает, что его поступо
к будет всеми осужден и он сам не находит себе оправдания, возникают у
грызения сове¬сти, чувство вины. Эти переживания могут сопровождать¬ся
резким снижением самооценки, вследствие чего появ¬ляется представлени
е об утрате права на любовь других. Он начинает неадекватно обостренно
воспринимать их реакции на свои поступки, что, в свою очередь, ведет
к конфликтам, разрыву отношений и чувству одиночества, потере эмоциона
льного контакта. Таким образом, возни-кает состояние эмоционального ди
сбаланса, которое ха¬рактеризуется не только ухудшением настроения и о
три¬цательными эмоциями, но и сужением сферы общения [273]. Возникает
порочный круг: изолированность, в свою очередь, порождает психологичес
кую напряженность, до¬ходящую до ощущения неполноценности, что может п
ро¬воцировать хулиганство, жестокость, агрессивность.
Этот порочный круг надо разорвать. Когда предпола¬гается, что сам чело
век уже неспособен исправить создав¬шуюся ситуацию, не может активно в
нее вмешаться в связи с якобы неконтролируемостью событий, песси¬мист
ическая ее оценка вызывает снижение самооценки, которая уже сама по се
бе провоцирует углубление пе¬реживаний, создавая ощущение усталости, о
диночества, покинутости и подавленности. В этом случае нужно при¬лагат
ь усилия для облегчения собеседнику понимания что можно вмешаться, мож
но изменить ход событий. Практи¬чески любое действие лучше подавленной
пассивности, так как оно способно принести облегчение и уменьшить рис
к развития невроза. Активная жизненная позиция уменьшает беспокойство
и чувство опасности. Известно, что у людей опасных профессий, которые
чаще, чем другие подвергаются опасности, например, у моряков,
287
летчиков, шахтеров, альпинистов, реже встречаются нев¬ротические симпт
омы. Полководцы неоднократно подчер¬кивали, что средством, парализующи
м действие страха, служит активное участие в бою. Надо быть не только
сильнее, чтобы наступать, но так же и наступать, чтобы быть сильнее.
Конструктивный подход к преодолению возникшей у человека трудности пре
дполагает прежде всего сопостав¬ление оценки данной трудности со шкало
й его главных жизненных ценностей. Коль скоро упомянутая трудность вкл
ючила защиту, правильная — неискаженная — оценка последствий самим чел
овеком затрудняется. Если при со¬поставлении человек осознает, что тру
дность не затраги¬вает систему основных его жизненных ценностей, психо
логическая защита становится неактуальной и отключается. Тогда он може
т посмотреть объективно на себя, на ситуацию и правильно оценить ее по
следствия [303]. Тогда исчезает необходимость замещающих действий. Те-
перь его поступки определяются реальными мотивами и действия становятс
я целенаправленными. Существо приведенной рекомендации — изменение суб
ъективной оценки ситуации, которое ведет к восстановлению осознанной с
аморегуляции.
Сможет ли человек изменить свою установку и пересмотреть отношение к с
обытиям, зависит от психической гибкости. При ортодоксальных, плохо ко
рректируемых взглядах обстоятельства жизни могут вызвать столь тя¬желы
е душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, не изменяя свои
х критериев ценности, человек реконструирует всю модель мира, строит у
добный для себя мир фантазий и мечты и уходит в него жить, как улитка
в раковину. Чтобы предупредить подобную самоизоляцию, следует усилить
способность изменять от¬ношение к самому себе, переоценивать и изменят
ь свой внутренний опыт, глядеть на себя как бы другими глазами.
Одним из источников глубинных внутренних конфлик¬тов выступает абсолют
ная концентрация человека на од¬ной идее. Подобная чрезмерная ограниче
нность наносит ущерб развитию личности и понижает вероят¬ность достиже
ния желаемой цели. Примером может слу¬жить история Сальери по А. С. Пу
шкину. С позиции Б. М. Теплова [по 197], источник трагедии Сальери—
288
в страшной узости его интересов, в том, что для него музыка — не прост
о главный или центральный, а един¬ственный интерес. Приведем слова из
трагедии «Моцарт и Сальери»:
«Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался Одной музыке...»
Идея, оккупировавшая все поле сознания, делает че¬ловека недоступным
ни для каких других идей — возни¬кают предпосылки развития ограниченно
сти и косности психики. В этом плане нельзя недооценивать влияние разл
ичных увлечений, побочных по отношению к главно¬му делу (хобби). Они с
охраняют открытость психики для новых влияний и интересов и образуют п
ротивовес в критических ситуациях.
Многие люди считают, что они не могут измениться. Даже испытывая трудн
ости в социальном общении или профессиональной сфере, связанные с опре
деленными лич¬ностными особенностями, они склонны воспринимать себя ка
к некую абсолютно стабильную неизменяемую личность (уж такой я невезуч
ий) и поэтому не только не стре¬мятся к активному преобразованию своег
о поведения, но, не допуская такой возможности, требуют от окружающих
учета «специфики их характеров».
Чем динамичнее и пластичнее установки, тем стабиль¬нее личность, тем б
олее она адаптирована, гармонична, открыта. Нарушение или изменение ст
ереотипов, требую¬щее принятия новых решений, нередко происходит в си-
туации, осложненной неопределенностью, и особенно за¬труднено у лиц с
недостаточной гибкостью и подвижностью психических процессов. В закост
енелой малоподвижной личности чувство бессмысленности или смысла чего-
либо в большой степени зависит от возможности «перевари¬вания» данной
вещи, т. е. включения ее в собственный мир переживаний и ценностей.
Бессмысленно все то, что не отвечает его внутрен¬нему порядку. Изменен
ие ситуации связано с глубинной перестройкой иерархии мотивов. Без это
го попытки при¬нудительного введения в сознание вытесненных пережи¬ван
ий, не предваренные систематической работой по ук¬реплению ясно осозна
ваемых психологических установок, вызывают резкое сопротивление и поро
ждают отрицатель¬ное отношение человека к подобному вмешательству.
289
Ста¬новится понятным, почему советы надо давать только то¬гда, когда и
х настоятельно просят, да и то не всегда и не в прямой форме. Если у п
росящего нет зрелой установки — это всегда напрасно потраченные усилия
.
Когда решение связано с выбором, положительные стороны отвергнутой аль
тернативы и отрицательные сто¬роны избранной создают диссонанс с приня
тым решением, порождая у человека внутренний конфликт. Обычно после то
го, как оно принято, вмешивается психологическая за¬щита, что обнаружи
вается в предвзятом изменении оце¬нок в пользу уже избранной альтернат
ивы—диссонанс исчезает. Для уменьшения чувства внутреннего конфликта у
людей с негибкой психикой необходимо извне, «задним числом» повысить
ценность совершенного ими дей¬ствия или обесценить его негативные аспе
кты.