СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

e) Нужно что-то знать о появлении обоюдного поведения в преимущественн
о симметричных или комплементарных отношениях.

(20) Ограничивающие факторы. Важнее любых вышеупомянутых проблем для н
ас исследование факторов, ограничивающих оба типа схизмогенеза. В наст
оящий момент европейские нации далеко зашли в симметричном схизмогенез
е и готовы вцепиться друг другу в горло. Одновременно внутри каждой на
ции наблюдается растущая враждебность между различными социальными стр
атами - симптомы комплементарного схизмогенеза. В равной степени в стр
анах, которыми правят новые диктатуры, мы можем наблюдать ранние стади
и комплементарного схизмогенеза, когда поведение окружающих подталкива
ет диктатора к еще большей гордыне и самоутверждению.

Настоящая статья посвящена скорее выдвижению проблем и направлений исс
ледования, нежели констатации ответов, однако в ней могут быть сделаны
пробные предложения касательно факторов, контролирующих схизмогенез:

a) Вполне возможно, что никакие здоровые уравновешенные отношения межд
у группами не являются ни чисто симметричными, ни чисто комплементарны
ми, но каждое такое отношение содержит элементы обоих типов. Можно лег
ко поместить отношения в ту или другую категорию согласно доминирующем
у в них акценту, но существует возможность, что очень небольшая примес
ь комплементарного поведения в симметричных отношениях или очень небол
ьшая примесь симметричного поведения в комплементарных отношениях мног
ое даст для стабилизации ситуации. Примеры этого вида стабилизации общ
еизвестны. Сквайр (помещик) находится в преимущественно комплементарны
х и не всегда комфортных отношениях с людьми, обитающими на принадлежа
щей ему земле, однако его участие в сельском крикете (симметричном сос
тязании) хотя бы раз в год может оказать удивительно (непропорциональн
о) большое влияние на его отношения с деревенскими жителями.

b) Можно быть уверенным, что подобно приведенному выше случаю, когда г
руппа А продает саго группе В, а группа В продает группе А рыбу, компл
ементарные паттерны могут иногда давать реальный стабилизирующий эффек
т, поскольку способствуют взаимной зависимости групп.

c) Возможно, присутствие в отношениях нескольких подлинно обоюдных эле
ментов вызовет тенденцию к стабилизации, предотвратив схизмогенез, кот
орый в противном случае мог быть вызван либо симметричными, либо компл
ементарными элементами. Однако это кажется в лучшем случае очень слабо
й защитой. Если мы рассмотрим влияние симметричного схизмогенеза на па
ттерны обоюдного поведения, мы увидим, что последние имеют тенденцию п
роявляться все меньше и меньше. Так, по мере того как индивидуумы, сос
тавляющие европейские нации, все больше и больше втягиваются в симметр
ичное интернациональное соперничество, они постепенно оставляют обоюдн
ую манеру поведения, намеренно снижая до минимума свое недавнее обоюдн
ое коммерческое поведение [5]. Если мы рассмотрим влияние комплементар
ного схизмогенеза на паттерны обоюдного поведения, то увидим, что поло
вина обоюдных паттернов поведения обречена на исчезновение. Там, где р
аньше обе группы проявляли какХ, так и Y, постепенно образуется систем
а, в которой одна из групп проявляет только X, тогда как другая проявл
яет только Y. Фактически поведение, которое ранее было обоюдным, редуц
ируется к типичному комплементарному паттерну и после этого, вероятно,
вносит свой вклад в комплементарный схизмогенез.

5 Здесь, как и в других приведенных примерах, мы не пытаемся рассмотре
ть схизмогенез со всех точек зрения, очерченных в пункте (10). Посколь
ку экономические аспекты вопроса здесь не рассматриваются, эффекты вли
яния экономического спада на схизмогенез игнорируются. Полное исследов
ание было бы подразделено на части, и каждая трактовала бы один из асп
ектов феномена.

d) Можно быть уверенным, что любой тип схизмогенеза между двумя группа
ми может сдерживаться факторами, объединяющими эти группы либо в лояль
ности, либо в противостоянии некоему внешнему элементу - символическом
у индивидууму, вражеской группе или некоторым вполне безличными обстоя
тельствам ("лев ляжет с ягненком", если дождь достаточно силен). Однак
о следует заметить, что там, где внешним элементом выступает лицо или
группа лиц, отношения объединенных групп А и В с внешней группой сами
всегда будут потенциально схизмогенными отношениями того или иного тип
а. Нам крайне нужны исследования множественных систем этого типа. Особ
енно нам нужно больше знать о системах (например, военных иерархиях),
в которых искажение личности модифицируется в средних группах иерархии
тем, что индивидуумам разрешается выражать уважение и подчинение в от
ношении высших групп при одновременном выражении самоутверждения и гор
дыни в отношении низших.

e) Для европейской ситуации есть еще одна возможность: особый случай к
онтроля посредством привлечения внимания к внешним обстоятельствам. Во
зможно, те, кто отвечает за политику классов и наций, смогут осознать
процессы, с которыми они играют, и начать кооперироваться в попытках р
азрешить трудности. Это, однако, маловероятно, поскольку у антропологи
и и социальной психологии нет престижа, необходимого для того, чтобы д
авать советы, а без таких советов правительства будут скорее продолжат
ь реагировать на реакции друг друга, нежели обратят внимание на обстоя
тельства.

(21) В заключение обратимся к проблемам администратора, столкнувшегося
с черно-белым культурным контактом. Его первая задача состоит в том,
чтобы решить, какой из конечных результатов, описанных в пункте (8), ж
елателен и достижим. Это решение он должен принять без лицемерия. Если
он выбирает слияние, он должен постараться выполнить все условия, обе
спечивающие согласованность шагов, описанных (в качестве проблем для и
сследования) в пункте (10). Если он решает, что обе группы должны сохр
аниться в некоторой форме динамического равновесия, он должен суметь у
становить систему, в которой возможности схизмогенеза должным образом
взаимно скомпенсированы и сбалансированы. Однако на каждом шагу очерче
нной мной схемы возникают проблемы, которые должны исследоваться обуче
нными специалистами. Решение этих проблем внесет вклад не только в при
кладную социологию, но также в само основание нашего понимания человеч
еских существ в обществе.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

На сайте http://www.moda44.ru евро доллар рубль. | доллар евро рубль прогноз. | Простой рецепт торта.
Hosted by uCoz