СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(13) Отметим в этой связи, что существует глубокое различие между проц
ессами культурных изменений и процессами филогенеза. В последнем случа
е предполагается, что вейсмановский барьер между сомой и зародышевой п
лазмой полностью непрозрачен. Не существует связи, идущей от окружающе
й среды к геному. При культурной эволюции и индивидуальном обучении пр
исутствует связь через сознание - неполная и, вероятно, искаженная.
(14) Утверждается, что специфическая природа этого искажения такова, ч
то кибернетическая природа "Я" и мира имеет тенденцию ускользать от со
знательного восприятия, поскольку содержание "экрана" сознания определ
яется соображениями цели. Целевая аргументация стремится принимать сле
дующую форму: "D является желательным; В ведет к С; С ведет к D; значи
т, можно достичь D через В и С". Однако если совокупный разум и внешни
й мир не имеют, вообще говоря, такой линейной структуры, тогда навязыв
ание им этой структуры делает нас слепыми к факту кибернетической зако
льцованности "Я" и внешнего мира. Наш сознательный отбор данных обнажа
ет не полные петли, а только дуги этих петель, вырезанные из своей мат
рицы нашим избирательным вниманием. Характерно, что попытка достичь из
менения заданной переменной, принадлежащей либо "Я", либо окружающей с
реде, будет скорее всего предпринята без попыток понять гомеостатическ
ую сеть, окружающую данную переменную. Соображения, приведенные в пунк
тах (1)-(7) данной статьи, будут проигнорированы. Самым важным для муд
рости может быть то, чтобы узкий целенаправленный взгляд каким-то обра
зом корректировался.
(15) Функция сознания в деле образования пар из человека и гомеостатич
еских систем вокруг него, конечно, не новый феномен. Однако есть три о
бстоятельства, делающих исследование этого феномена задачей, не терпящ
ей отлагательства.
(16) Это, во-первых, привычка человека изменять скорее окружающую сред
у, нежели себя. Столкнувшись с изменяемой переменной внутри себя (напр
имер, температурой), которую он должен контролировать, организм может
произвести изменения либо внутри себя, либо во внешней среде. Он может
либо адаптироваться к окружающей среде, либо адаптировать окружающую
среду к себе. В истории эволюции подавляющее большинство шагов было сд
елано организмами внутри самих себя. Некоторые шаги носили промежуточн
ый характер, когда организмы достигали изменений в окружающей среде по
средством локальных изменений. В отдельных случаях неантропоидные орга
низмы достигали создания вокруг себя модифицированной микросреды: тако
вы, например, гнезда некоторых муравьев и пчел (hymenoptera), гнезда п
тиц, концентрированные хвойные леса, колонии грибов и т.д.
Во всех подобных случаях логика эволюционного прогресса была направлен
а к созданию экосистем, которые поддерживают только доминантные виды,
контролирующие окружающую среду, а также их симбионтов и паразитов.
Человек - выдающийся модификатор окружающей среды - достигает подобных
одновидовых экосистем в своих городах, однако он делает следующий шаг
и организует особые среды и для своих симбионтов, которые также объед
иняются в одновидовые экосистемы. Таковы поля пшеницы, культуры бактер
ий, инкубаторы птицы, колонии лабораторных крыс и т.п.
(17) Во-вторых, соотношение могущества целенаправленного сознания и ок
ружающей среды быстро менялось на протяжении последних ста лет, а скор
ость изменения этого соотношения, несомненно, растет в ногу с технолог
ическим прогрессом. В качестве модификатора окружающей среды сознатель
ный человек сегодня вполне способен разрушить самого себя и эту среду
(причем с самыми лучшими сознательными намерениями).
(18) В-третьих, за последние сто лет возник особый социологический фен
омен, угрожающий изолировать сознательную цель от многих корректирующи
х процессов, которые могли бы поступать из менее сознательных частей р
азума. В наши дни социальная сцена характеризуется существованием боль
шого числа самомаксимизирующихся сущностей, которые в соответствии с з
аконодательством имеют что-то вроде статуса "лиц": это тресты, компани
и, политические партии, профсоюзы, коммерческие и финансовые агентства
, нации и т.п. Биологический факт состоит в том, что эти сущности имен
но не являются лицами. Они не являются даже совокупностями целостных л
ичностей. Они являются совокупностями частей личностей. Когда мистер С
мит входит в зал заседаний своей компании, от него ожидается, что он с
узит свое мышление до специфических целей всей компании либо той части
компании, "представителем" которой он является. К счастью, он не впол
не способен на это, и некоторые решения компании принимаются под влиян
ием соображений, возникающих в более широких и более мудрых частях раз
ума. Однако в идеале от мистера Смита ожидается, что он будет действов
ать как чистое нескорректированное сознание - как дегуманизированное с
ущество.
(19) Наконец, следует упомянуть некоторые факторы, которые могут дейст
вовать как корректоры. Это области человеческой деятельности, не огран
ичиваемые искажениями, возникающими при образовании пар в интересах со
знательной цели, т.е. те, где мудрость имеет признание.
a) Здесь, несомненно, самый главный фактор - это любовь. Мартин Бубер
произвел классификацию межличностных отношений сходным образом. Он диф
ференцирует отношения "Я - Ты" от отношений "Я - Это", определяя после
дние как нормальный паттерн взаимодействия между человеком и неодушевл
енными объектами. Он также рассматривает схему "Я - Это" как характерн
ую для тех человеческих отношений, в которых цель важнее любви. Однако
если сложная кибернетическая структура сообществ и экосистем до некот
орой степени аналогична одушевленности, тогда возможно представить отн
ошения "Я - Ты" между человеком и его обществом или экосистемой. В это
й связи особый интерес представляет образование "сензитивных групп" во
многих деперсонализированных организациях.