СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Я утверждаю, что искусство - это часть человеческого поиска благодати;
оно приводит его в экстаз при малейшем успехе и в ярость и муки при н
еудаче.
Я утверждаю, что существует много видов благодати внутри главного родо
вого понятия, а также что есть много видов неудачи, фрустрации и отход
а от благодати. Нет сомнений, что в каждой культуре есть свои характер
ные виды благодати, к которым стремятся ее художники, а также собствен
ные виды неудач.
Некоторые культуры могут вырабатывать негативный подход к этой сложной
интеграции и избегать затруднений, грубо отдавая предпочтение либо то
тальной сознательности, либо тотальной бессознательности. Такое искусс
тво вряд ли будет "великим".
Я утверждаю, что проблема благодати - это главным образом проблема инт
еграции; и то, что следует интегрировать, это различные части разума (
mind). Особенно это касается тех множественных уровней, один из экстре
мумов которых мы называем "сознанием", а противоположный "бессознатель
ным". Для достижения благодати рассуждения сердца должны быть интегрир
ованы с рассуждениями рассудка.
На этой конференции Эдмунд Лич (Edmund Leach) поставил перед нами вопр
ос: "Каким образом возможно, что искусство одной культуры может иметь
смысл или ценность для критиков, выросших в другой культуре?" Я бы отв
етил: если искусство связано с выражением чего-то вроде благодати или
психической интеграции, то успех такого выражения может быть ясно разл
ичим и поверх культурных барьеров. Физическое изящество (grace) кошек
глубоко отличается от физического изящества лошадей, тем не менее чело
век, не обладающий физическим изяществом ни тех, ни других, способен о
ценить оба.
И даже когда предметом искусства является крушение интеграции, нет нич
его удивительного в кросс-культурном узнавании продуктов этого крушени
я.
Стиль, изящество и информация в примитивном искусстве 161
Центральный вопрос таков: в какой форме информация о психической интег
рации содержится и кодируется в произведениях искусства?
Стиль и смысл
Говорят, что "каждая картина рассказывает историю", и это обобщение сп
раведливо для большинства произведений искусства, если исключить "прос
то" геометрические орнаменты. Однако я хочу избежать именно анализа "и
стории". Я не хочу обсуждать этот аспект произведения искусства, легко
редуцируемый к словам, т.е. мифологию, связанную с темой. Я не стану
упоминать даже бессознательную мифологию фаллического символизма, разв
е что в самом конце статьи.