СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Первичный процесс
"У сердца есть собственные рассуждения, о которых рассудок не имеет ни
какого понятия". Для англосаксов довольно обычно думать о "рассуждения
х" сердца (или бессознательного) как о рудиментарных силах, импульсах
или влечениях (Фрейд называл это Trieben). Для француза Паскаля все об
стояло по-другому и он, без сомнения, думал о "рассуждениях сердца" ка
к о совокупности вычислений (логике), столь же точных и сложных, как и
рассуждения сознания.
(Я заметил, что антропологи-англичане иногда именно по этой причине не
правильно понимают Клода Леви-Стросса. Они говорят, что он слишком акц
ентирует интеллект и игнорирует "чувства". На самом деле он полагает,
что "сердце" имеет точные алгоритмы.)
Однако эти алгоритмы сердца (или, как говорят, бессознательного) закод
ированы и организованы способом, тотально отличным от алгоритмов языка
. А поскольку значительная часть сознательного мышления структурирован
а логикой языка, алгоритмы бессознательного недоступны вдвойне. Сознат
ельный ум вообще имеет ограниченный доступ к этому материалу, но даже
тогда, когда такой доступ открывается (например, в сновидениях, искусс
тве, поэзии, религии, интоксикации и т.д.), по-прежнему встает устраша
ющая проблема перевода.
На фрейдистском языке обычно говорят, что операции бессознательного ст
руктурированы в терминах первичного процесса, в то время как сознатель
ные мысли (а особенно вербализированные мысли) выражаются вторичным пр
оцессом.
Насколько мне известно, о вторичном процессе никто ничего не знает. Од
нако обычно предполагается, что все знают о нем всё, поэтому я и не ст
ану пытаться описывать вторичный процесс в деталях, предполагая, что в
ы знаете о нем не меньше меня.
Первичный процесс характеризуется (по Фенишелю) отсутствием отрицания,
временных форм, какой бы то ни было идентификации лингвистического на
клонения (т.е. изъявительности, сослагательности, желательности и т.д.
) и метафоричностью. Эти характеристики базируются на опыте психоанали
тика, занимающегося толкованием сновидений и паттернов свободного ассо
циирования.
Верно и то, что предмет дискурса первичного процесса отличается от пре
дмета языка и сознания. Сознание говорит о вещах или лицах и связывает
предикаты с упомянутыми конкретными вещами или лицами. В первичном пр
оцессе вещи или лица обычно не идентифицируются, а в фокусе дискурса н
аходятся те отношения между ними, существование которых утверждается.
В действительности, это только другой способ сказать, что дискурс перв
ичного процесса - метафорический. Метафора оставляет неизменными отнош
ения, которые она "иллюстрирует", но заменяет relata ["объекты, связан
ные отношениями"; от relatio - отношения - лат.] другими вещами или ли
цами. Попросту говоря, факт использования метафоры маркируется вставко
й слов "как если бы" или "подобно". В первичном процессе (как и в иску
сстве) нет маркеров, которые указали бы сознательному уму на метафорич
ность материала сообщения.
(Для шизофреника главный шаг к большей конвенциональной нормальности с
остоит в способности к фреймингу своих шизофренических утверждений или
комментариев его голосов в терминологии "как если бы".)
"Отношения", однако, сфокусированы несколько уже простого указания на
то, что материал первичного процесса метафоричен и не идентифицирует с
пецифических relata. Предмет сновидения и других материалов первичного
процесса - это фактически отношения в более узком смысле - между "Я"
и другими лицами или между "Я" и окружающей средой.