СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(d) Обучение-II также демонстрируется хорошо известным феноменом "эксп
ериментального невроза". Обычно в павловском и в инструментальном учеб
ных контекстах животное обучается различению между некоторым X и некот
орым У, например между эллипсом и окружностью. Когда это различение вы
учено, задача становится более трудной: эллипс расширяется, а окружнос
ть сужается. Наконец достигается стадия, когда различение становится н
евозможным. На этой стадии животное начинает выказывать симптомы остро
й тревоги.
Примечательно:
a) наивное животное, попавшее в ситуацию, где некое X может означать л
ибо А, либо В (случайным образом), не выказывает тревоги;
b) тревога не возникает при отсутствии многих маркеров контекста, хара
ктерных для лабораторной ситуации (Liddel, 1944).
Создается впечатление, что обучение-II - это необходимая предпосылка п
сихического расстройства. Информация: "Это - контекст для различения"
передается в начале последовательности и подразумевается в серии стади
й, на которых трудность различения прогрессирует. Но когда различение
становится невозможным, структура контекста полностью меняется. Маркер
ы контекста (например, экспериментальное оборудование и запахи лаборат
ории) теперь вводят в заблуждение, поскольку животное находится в ситу
ации, требующей угадывания (риска), а не различения. Вся экспериментал
ьная последовательность фактически является процедурой, загоняющей жив
отное в тупик на уровне обучения-II.
Как я говорю, животное помещается в типичную ситуацию "двойного послан
ия", являющуюся предположительно шизофреногенной (см.: "К теории шизоф
рении" в этой книге).
В странном мире за порогом психологической лаборатории феномены, прина
длежащие к категории обучения-II, являются главным объектом внимания а
нтропологов, работников образования, психиатров, дрессировщиков животн
ых, родителей и детей. Любой, кто задумывается о процессах, детерминир
ующих индивидуальный характер, или о процессах изменения отношений у л
юдей (или животных), должен использовать в своих размышлениях разнообр
азные предположения относительно обучения-II. Время от времени эти люд
и приглашают лабораторного психолога для консультации, после чего ната
лкиваются на лингвистический барьер. Такие барьеры должны возникать вс
егда, когда психиатр, например, говорит про обучение-II, а психолог го
ворит про обучение-I, и ни один не осознает логическую структуру разно
гласия.
Из множества способов, благодаря которым обучение-Н возникает в отноше
ниях людей, в этой статье будут обсуждаться только три:
(а) При описании индивидуальных человеческих существ ученые и юристы о
бычно обращаются к прилагательным, определяющим "характер". Про мистер
а Джонса говорят, что он зависимый, враждебный, помешанный, придирчивы
й, самовлюбленный, демонстративный, пассивный, соревновательный, энерг
ичный, наглый, трусливый, фаталист, шутник, игривый, хитрый, оптимисти
чный, занудный, беззаботный, заботливый, небрежный и т.д. В свете выше
сказанного читатель может приписать этим прилагательным соответствующи
й им логический тип. Все они описывают (возможные) результаты обучения
-II, и если бы нужно было определить эти слова более точно, наше опред
еление заключалось бы в установлении паттерна обусловливания того конт
екста обучения-I, который предположительно привел к такому обучению-II
, которому и соответствует прилагательное.
О "фаталисте" мы можем сказать, что паттерн его трансакций с окружающе
й средой таков, словно он был приобретен продолжительным или повторяющ
имся опытом в качестве испытуемого в павловском эксперименте; отметим,
что это специфичное и точное определение "фатализма". Есть много разн
ых других форм "фатализма" кроме той, которая была определена в термин
ах учебного контекста. Существует, например, более сложный тип, характ
ерный для классической греческой трагедии, когда складывается впечатле
ние, что собственные действия человека помогают неотвратимой работе су
дьбы.
экспертиза дорожно-транспортных происшествийРасходы на организацию корпоратива ндфл.Криминальной досталась севастополю новости.Этикетки