СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Интуиция: многократная смена доминирования
Взаимодействие полушарий в норме реципрокно, т. е. при обработке инфор
мации в одном полушарии другое на это время несколько затормаживается
и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость прояв¬ле
ний его функций. Например, у человека с временно функционирующим тольк
о правым полушарием происхо¬дит ухудшение словесного восприятия, а дру
гие виды восприятия одновременно улучшаются. Интересной ил¬люстрацией
взаимного торможения полушарий служит характер решения специальных лог
ических задач. Для эксперимента подобрали такую задачу, с которой люди
в нормальном состоянии, как правило, не справляются.
311
Затем ее предложили людям, у которых временно отключи¬ли правое полуш
арие головного мозга, и обнаружилось, что они справились с ней существ
енно лучше. Почему же люди с работающими обоими полушариями оказались
менее способными, чем люди с одним работающим полу¬шарием? Допускают,
что обычно у человека, решающего такую задачу, правое полушарие «заглу
шает» логический голос левого, и лишь при выключении правого полушария
этот голос левого может быть услышан.
Значение попеременной активизации полушарий видно и из такого примера.
Обнаружено, что у большой части заикающихся не типична локализация фу
нкции речи: нет доминирования левого полушария, а проявляется сим-метр
ичное ее представительство в обоих полушариях. Можно предположить, что
процессы, связанные с форми¬рованием речи, которые в норме должны раз
виваться с фиксированным сдвигом, у них разворачиваются с дру¬гим сдви
гом или даже одновременно. Тем более, что экспериментально показано —
задержка обратной связи (когда человек с определенной задержкой слышит
соб¬ственную речь) приводит к заиканию любого человека. Интересно, чт
о указанные формы заикания сочетаются с бедностью эмоциональной окраск
и речи, т. е. с признака¬ми правосторонней недостаточности.
Выявленные реципрокные отношения полушарий по¬зволяют уловить динамику
переключения с образного язы¬ка на логический и обратно в процессе ре
шения задачи, а также уяснить затормаживающее воздействие на мысли¬тел
ьный процесс как избыточной образности, так и слиш¬ком ранней и отчетл
ивой вербализации, ведь известно, что коль скоро некоторая схема решен
ия задачи уже сфор¬мулирована словесно, возможность «иного» видения эт
ой задачи резко снижается. Однако реципрокность суще¬ственна не только
для мыслительных операций в процессе поиска решения. Как уже было отм
ечено, правое по¬лушарие обрабатывает информацию в поле «здесь и те¬пе
рь», но не всякое действие может быть оптимально реализовано именно в
этих условиях — часто его нужно отсрочить и перенести. Участие левого
полушария как раз позволяет произвести такой перенос действия. Правое
и левое полушария отражают различные отрезки вре¬менной оси и, работая
в разном темпе, обеспечивают адекватное восприятие пространства и вре
мени. Правое
312
полушарие упорядочивает информацию о прошлом, а ле¬вое на этой основе
строит прогноз о будущем.
Для понимания проблемной ситуации и принятия ре¬шения обычно необходим
о подняться над деталями и уви¬деть ее не только обобщенно, но и в нов
ом ракурсе. Такая позиция требует изменения, уменьшения контакта с вне
ш¬ней средой. Это отключение не может быть длительным, поскольку ситуа
ция непрерывно меняется. Координиро¬ванная работа полушарий с периодич
еским переносом акцента (динамическое доминирование) позволяет при¬ним
ать решение, не теряя контроля за внешней средой. Например, во время н
еожиданных и опасных ситуаций на борту самолета летчик иногда отстране
ние наблюдает за своим поведением. Происходит как бы раздвоение психик
и: в короткий временной интервал он, с одной сто¬роны, мгновенно совер
шает сложнейшие вычисления и ста¬тических и динамических компонентов с
истемы с гро¬мадным числом степеней свободы, вычислений, которые при о
сознанном выполнении потребовали бы длительного времени — не мгновений
, а с другой стороны, продолжает практическое управление самолетом.
Мыслительный процесс, приводящий к получению но¬вой информации об отно
шениях и связях объектов, всегда требует участия обоих полушарий. Мы п
редполагаем, что этот процесс включает несколько последовательных эта¬
пов, когда доминирует по очереди то одно, то другое полу¬шарие. Когда
доминирует левое, то результаты мысли¬тельной деятельности, достигнуты
е к этому моменту, могут быть вербализованы и осознаны. Когда доминиру
ет пра-вое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть
осознан и вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возник
ает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с с
остояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, не¬осозна
нности ни подготовительных этапов, ни промежу¬точных операций. В таких
случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная
связь, свидетель¬ствующая о получении интуитивного решения, замыкается
через возникающие эмоциональные ощущения.
Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при ко
тором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. По мнению
Декарта [95], с помощью интуиции истина открывается разуму человека
313
путем прямого усмотрения без использования логических определений и до
казательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время счит
ается, что переход (скачок) от одной логической системы к другой при р
ас-суждении возможен лишь с помощью интуиции.
Неоднократно возникал вопрос: что более значимо для интуитивного решен
ия — логический или чувственный компонент? Высказывались различные мне
ния. Например, в книге, посвященной психологии математического твор¬че
ства, ее автор Адамар [10] на основе анализа большого числа самонаблюд
ений известных ученых пришел к обос¬нованному заключению, что чисто ло
гических открытий не существует, однако, впадая в другую крайность, ут
верж¬дал, что открытие всегда происходит на бессознательном уровне, ка
к некая вспышка идеи после предварительной сознательной работы, и слов
а совсем не участвуют в про¬цессе творчества. Близкую позицию по данно
му вопросу занимал Пиаже [214]. Он рассматривал интуицию как образное
предметное мышление, характеризующее глав¬ным образом дологическую ста
дию развития интеллекта, считая, что с возрастом роль интуиции несколь
ко умень¬шается, и она уступает место более социальному типу мышления
— логическому.
Другие исследователи полагают, что в процессе твор¬чества логические и
чувственные компоненты дополняют друг друга. Например, Маслоу считает
непременными две фазы творчества. С его точки зрения, первая характер
и-зуется импровизацией и вдохновением. При этом «твор¬ческая личность
в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только на
стоящим моментом, она полностью погружена в предмет, очарована и загру
-жена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предм
етом своих занятий» [372, с. 61]. Вторая фаза — это разработка или лог
ическое развитие идей, возникших в первой стадии. В основе представлен
ий Пуанкаре — тоже двухкомпонентный процесс. По его мне¬нию, посредств
ом логики доказывают, а посредством ин¬туиции изобретают, т. е. усматр
ивают нечто новое в окру¬жающем мире. Он писал: «Логика говорит нам, ч
то на та¬ком-то пути мы, наверное, не встретим препятствий, но она не
говорит, каков путь, который ведет к цели. Для этого надо издали видет
ь цель, а способность, научающая видеть ее, есть интуиция» [по 10]. Де
йствительно, трудно
314
представить себе творческий процесс без предвосхищения цели.
В качестве основных особенностей интуитивного ре¬шения обычно отмечают
чувственность образов, неосоз¬нанность способов получения результата,
большую значи¬мость пространственно-временных компонентов, целост¬нос
ть восприятия. Все это свидетельствует о существен¬ном вкладе механизм
ов правого полушария в этот процесс. Но коль скоро результат интуитивн
ого решения осозна¬ется и может быть оречевлен и проверен на логическу
ю непротиворечивость, необходимо предположить участие в этом процессе
левого полушария. Многие исследователи подметили, что внешние проявлен
ия интуиции (характе¬ризующиеся одномоментностью возникновения результ
ата и его нерасчлененностью) субъективно ощущаются как скачок из ситуа
ции, когда не было никакого решения, к ситуации, когда есть готовое, ц
елостное решение. Под¬черкнем, что обычно никакие подготовительные и п
роме¬жуточные этапы этого процесса не осознаются.
Обсуждая механизмы межполушарных взаимодейст¬вий и учитывая особенност
и интуитивного решения (учас¬тия в нем обоих полушарий и ощущение скач
кообразного возникновения результата), мы допускаем, что скачок от¬раж
ает переход обработки информации из одного полуша¬рия в другое. В соот
ветствии с этой гипотезой, интуиция рассматривается как переход от чув
ственных образов к по¬нятиям или от понятий к чувственным образам. А п
осколь¬ку не выявлено промежуточных ступеней между наглядны¬ми образам
и и понятиями и даже самые элементарные по¬нятия качественно отличаютс
я от чувственных представле¬ний, указанный переход должен иметь скачко
образный характер и не может быть представлен и виде промежу¬точных эл
ементов. Скачки, разрывность могут объяснить субъективное ощущение неп
осредственности интуитивно получаемого знания — усмотрение результата.
элитные матрасыпсихотерапевт тольятти