СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Структура эмоциональных процессов существенно от¬личается от структуры
познавательных. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека
делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс [
158]. Наиболее мощная эмоциональная реакция—аф¬фект. Он полностью захв
атывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздр
ажитель со все¬ми смежными и тем самым образуя обобщенный аффек¬тивный
комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включа
я сопутствующие ассоциации и движения.
Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенност
ь, большая интенсивность и ма¬лая продолжительность. В аффекте резко и
зменяется внимание, снижается его переключаемость, и в поле вос¬прияти
я удерживаются только те объекты, которые в связи
190
с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздра¬жители, не вошед
шие в комплекс, осознаются недоста¬точно, и это одна из причин практич
еской неуправляемости этим состоянием. Кроме того, нарушается концентр
ация внимания (человеку трудно сосредоточиться и предвидеть результаты
своих поступков), меняется мышление, ухуд¬шаются операции прогнозиров
ания и становится невоз¬можным целесообразное поведение. Вместе с тем
может иметь место и облегчение перехода к неуправляемым дей¬ствиям, и
полное оцепенение. Поскольку аффект захваты¬вает человека целиком, то,
если он получает выход в ка¬кой-нибудь деятельности, даже не относяще
йся непосред¬ственно к объекту аффекта, он ослабляется иногда до та¬ко
й степени, что наступает упадок сил, безразличие. Ре¬гулирующая, присп
особительная функция аффектов состо¬ит в формировании специфического о
твета и соответ¬ствующего следа в памяти, определяющего в дальнейшем и
збирательность по отношению к ситуациям, которые прежде вызывали аффек
т.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов,— более длительные состояния.
Они — реакция не только на собы¬тия свершившиеся, но и на вероятные и
ли вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают су
ммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смеща¬ются к началу действ
ия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая
события в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства — еще более, чем эмоции, устойчивые психи¬ческие состояния, им
еющие четко выраженный предмет¬ный характер. Они выражают устойчивое о
тношение к ка¬ким-либо конкретным объектам (реальным или вообража¬емым
). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не м
ожет переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибуд
ь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство
любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.
Настроение — самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояни
е, окрашивающее все поведение человека. Известно, например, что одна и
та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и прият¬
ной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно свя¬зано с соотношением
между самооценкой человека и уров-
191
нем его притязаний. Более того, источник, опреде¬ляющий то или иное на
строение, далеко не всегда осо¬знается.
И наконец, стресс. Картину этого состояния мы дадим отдельно. Здесь же
лишь отметим, что это такое эмоцио¬нальное состояние, которое вызывае
тся неожиданной и на¬пряженной обстановкой.
Все эмоциональные проявления характеризуются на¬правленностью (положит
ельной или отрицательной), сте¬пенью напряжения и уровнем обобщенности
. Направлен¬ность эмоции связана не столько с результатом деятель¬ност
и, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву
деятельности, например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчер
кнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и пережива-ются
. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объе
ктов, переживание — это непо¬средственное отражение человеком своих со
бственных состояний, так как раздражитель, вызывающий соответ¬ствующую
эмоцию через изменение состояния рецепторного аппарата, находится вну
три организма. Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту,
по-стольку она обязательно включает некоторую информацию о самом объе
кте, в чем и состоит предметность эмоций. В этом смысле отражение объе
кта — познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека
в этот момент — ее субъективный компонент. Отсюда следует двойная обус
ловленность эмоций: с одной стороны, по¬требностями человека, которые
определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способност
ью отра¬зить и понять определенные свойства этого объекта. Орга¬ническ
ая взаимосвязь двух основных компонентов эмо¬ции — объективного и субъ
ективного — позволяет реали¬зовать их вероятностно-прогностические фун
кции в регу¬ляции поведения человека. Человек всегда занимает по отнош
ению к событию определенную позицию, он не про¬изводит чисто рациональ
ной оценки, его позиция всегда пристрастна, включая эмоциональное пере
живание. Отра¬жая вероятностные события, эмоция определяет предвос-хищ
ение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция ст
раха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то обжегся. Эм
оция может пред¬восхищать также благоприятные события.
192
Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию
, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога
играет роль мо¬билизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход
дела, она усиливает чувство ответственности, т. е. высту¬пает дополни
тельным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать
поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность э
мо¬циональной реакции может быть непропорционально вы¬сокой по сравнен
ию с реальной опасностью. Если тревож¬ность — это эмоциональное проявл
ение неуверенности в будущем, то беспечность — проявление избыточной у
ве-ренности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, н
о субъективно представляется гарантирован¬ным. Отчаяние — эмоционально
е проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совер
шить. На¬дежда на этой шкале ожиданий занимает промежуточное положение
между тревожностью и беспечностью, а страх — между беспечностью и отч
аянием.
Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается опр
еделенными физиологическими реак¬циями: изменяется давление крови, сод
ержание в ней са¬хара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Д
жемс [97] и Г. Н. Ланге [151] предполагали, что именно эти изменения и
исчерпывают существо эмоций. Однако в дальнейшем было экспериментальн
о показано, что глу¬бокие органические изменения, происходящие при эмо
цио-нальных реакциях, не исчерпывают существа эмоций: когда в опыте ис
ключили все их физиологические прояв¬ления, субъективное переживание с
охранялось. Следова¬тельно, необходимые биологические компоненты не ис
чер¬пывают эмоции. Оставалось неясным, для чего нужны физиологические
изменения. Впоследствии выяснили, что указанные реакции существенны не
для переживания эмо¬ций, а для активизации всех сил организма для уси
ленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), насту¬пающей об
ычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. На основании этого пришл
и к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию орг
анизма [78, 281]. Такое представление позволяет понять биоло¬гическую
ценность врожденных эмоций. В одной из своих лекций И. П. Павлов поясн
ял причину тесных связей между эмоциями и мышечными движениями следующ
им
193
образом: «Если мы обратимся к нашим отдаленным пра¬родителям, то увид
им, что там все было основано на мус¬кулах... Нельзя себе представить
какого-нибудь зверя, лежащего часами и гневающегося без всяких мышечны
х проявлений своего гнева. У наших предков каждое чув¬ствование перехо
дило в работу мышц. Когда гневается, например, лев, то это выливается
у него в форму драки, испуг зайца сейчас же переходит в бег и т. д. И
у наших зоологических предков все выливалось так же непосред¬ственно в
какую-либо деятельность скелетной мускула¬туры: то они в страхе убега
ли от опасности, то в гневе сами набрасывались на врага, то защищали ж
изнь своего ре¬бенка» [205, с. 71].
Весьма выразительное описание физиологических и по¬веденческих компоне
нтов радости, печали и гнева приве¬дено в книге Г. Н. Ланге [151]. Рад
ость сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, пр
и этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, он
а краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает пита
ние тканей, и все физио¬логические отправления начинают совершаться лу
чше. Радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хло¬пают в ладош
и, поют и смеются. Радость молодит, пото¬му что человек довольный, нах
одящийся в хорошем наст¬роении, создает оптимальные условия для питани
я всех тканей тела. Напротив, характерным признаком физиоло¬гических п
роявлений печали является ее парализующее действие на мышцы произвольн
ого движения, возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой
усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза ка¬жутся бо
льшими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мы
шцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются.
Человек постоянно ощущает холод и озноб, с большим трудом со¬греваетс
я и очень чувствителен к холоду, мелкие сосуды легких при этом сокраща
ются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положени
и человек ощу¬щает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и с
тарается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вздохам
и. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит м
едленно, руки его бол¬таются, голос слабый, беззвучный. Такой человек
охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они соп
ровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов.
194
Известно, например, что в армиях, терпящих пора¬жение, наблюдается гор
аздо большая подверженность болезням, чем в армиях победоносных.
Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из д
ушевного равновесия по пустякам, ча¬ще радуйтесь и стремитесь удержать
хорошее настроение.