СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
— Очень плохи,— отвечал он.— Вчера был доктор¬ский съезд, и теперь док
тор здесь.
— Возьми вещи,— сказал Алексей Александрович, и, испытывая некоторое о
блегчение от известия, что есть все-таки надежда смерти, он вошел в пе
реднюю» [263, с. 480].
Важно отметить, что забывается не только сама трав¬мирующая мысль, но
и ряд других, связанных с ней по ассоциации.
К механизмам психологической защиты относят обыч¬но отрицание, вытесне
ние, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, от
чуждение и др.
Отридание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может пр
ивести к конфликту, не восприни¬мается. Имеется в виду конфликт, возни
кающий при появлений мотивов, противоречащих основным установ¬кам личн
ости, или информации, которая угрожает са¬мосохранению, престижу, само
оценке. Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого р
ода, не тре¬буя предварительного научения, и характеризуется замет¬ным
искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в д
етском возрасте и зачастую не позво¬ляет человеку адекватно оценивать
происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в повед
ении. Например, при массовом социологическом исследовании взрослым люд
ям задавали вопрос, убедили ли их материа¬лы прессы в том, что курение
вызывает рак легких. По¬ложительный ответ дали 54% некурящих и только
28% курящих. Большинство курящих отрицали значение при¬водимых фактов
, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для
их собственного здо-ровья [65].
Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего
конфликта путем активного выклю-
274
чения из сознания неприемлемого мотива или неприят¬ной информации. Нап
ример, особо неудобные для нас факты особенно легко забываются. Вытесн
ение — бессоз¬нательный психический акт, при котором неприемлемая инфо
рмация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания. Ущемленное с
амолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложн
ых мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других,
но и от себя. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы
их заместили другие, прием¬лемые с точки зрения социального окружения
и пото-му не вызывающие стыда и угрызений совести. Ложный мотив в это
м случае может быть опасен тем, что позво¬ляет прикрывать общественно
приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления.
Вытесненный мотив, не находя разрешения в пове¬дении, сохраняет, однак
о, свои эмоциональные и веге¬тативные компоненты. Несмотря на то, что
содержатель¬ная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек
может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблагов
идный поступок, например струсил, тем не менее конфликт сохраняется, а
вызван¬ное им эмоционально-вегетативное напряжение субъек-тивно может
восприниматься как состояние неопреде¬ленной тревоги. Поэтому вытесне
нные влечения могут про¬являться в невротических и психофизиологически
х симп¬томах. Обмолвки, описки, неловкие движения также не¬редко свиде
тельствуют о вытеснении [280]. Интересно, что быстрее всего вытесняетс
я и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плох
ое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытесне
нием, все разновидности зависти и бесчислен¬ные компоненты комплексов
собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Великолепный
пример вытеснения приведен в эпизоде из «Войны и мира» Л. Н. Толстого
, где Николай Ростов с искренним вооду¬шевлением рассказывает о своей
храбрости на поле боя. В действительности он струсил, но вытеснение бы
ло столь сильным, что он уже сам верил в свой подвиг [264].
275
При вытеснении неразрешенный конфликт обнаружи¬вает себя различными си
мптомами, высоким уровнем тре¬вожности и чувством дискомфорта. Яркий п
ример вы¬теснения описан в работе А. М. Свядоща. «Больной X. 28 лет, о
днажды, спускаясь утром по лестнице, чтобы пойти на работу, вдруг оста
новился, так как у него по¬явилась мысль: не осталась ли открытой двер
ь? Вер¬нулся, проверил — дверь была плотно закрыта. С этого времени ег
о стало преследовать навязчивое сомнение: не осталась ли дверь открыто
й? При уходе из дому дверь закрывалась женой на засовы, задвижки, замк
и и тем не менее он по многу раз в день, оставив работу, вынужден был
возвращаться домой, чтобы проверить, не осталась ли дверь открытой. Он
понимал необоснован-ность своей тревоги, боролся с ней, но не мог ее
преодо¬леть. Сам больной не мог связать свое заболевание с ка¬кой-нибу
дь причиной. Оно казалось ему возникшим без всякого внешнего повода» [
235, с. 363]. А предыстория болезни такова. Пациент был женат вторично
, первую жену он очень любил и прожил с нею около двух лет. К концу эт
ого периода он стал вспыльчивым, раздражи-тельным, и отношения с женой
стали ухудшаться. Как-то раз, придя домой и застав дверь открытой, он
нашел записку от жены, в которой она сообщала, что ушла от него к дру
гому человеку. Пациент очень болезненно переживал уход жены, просил ее
вернуться, но она отка¬залась. Через полтора года он женился вторично
. Этот брак оказался удачным, и они прожили вместе около двух лет, ког
да внезапно развилось болезненное состояние. Же¬на отметила, что незад
олго до появления описанной на¬вязчивости супруг стал вспыльчивым, раз
дражитель¬ным, ворчливым, и в связи с этим отношения между ними ухудши
лись. Сам больной этого не замечал. В приведенном случае навязчивое со
стояние отражало переживания человека. Возникшая внутренняя связь меж¬
ду открытой дверью и уходом первой жены означала в скрытой символическ
ой форме боязнь потерять вторую жену, когда отношения с ней стали ухуд
шаться. Мысль о потере оказалась для него столь тягостной, что она был
а вытеснена, т. е. не нашла отражения в сознании, и прорвалась в скрыт
ой форме в виде боязни застать дверь дома открытой. Психотерапия помог
ла осознать эту связь, привела к избавлению от этого состояния. Таким
образом, вытеснение означает подавление, иск¬лючение из сознания импу
льса, провоцирующего напряже¬ние и тревогу.
276
Бывает, что человек должен принять ка¬кое-то трудное решение, связанно
е для него с длительными волнениями и переживаниями. В таком случае он
может внезапно «забыть» об этом деле. Аналогично он способен полность
ю утратить воспоминание о своем не¬этичном поступке, невыполненном обе
щании. Возника-ет амнестический барьер — охранительное забвение, Л. Н.
Толстой назвал это «раздвиганием душевного ме¬ханизма», дающего возмо
жность забыть то, что сделало бы жизнь невыносимой) Приведем пример по
добной ситуации из романа «Воскресение». «Воспоминания эти не сходи¬ли
сь с ее теперешним миросозерцанием и потому были совершенно вычеркнуты
из ее памяти или скорее где-то хранились в ее памяти нетронутыми, но
были так за¬перты, замазаны, как пчелы замазывают гнезда клочней (черв
ей), которые могут погубить всю пчелиную работу, чтобы к ним не было н
икакого доступа... Маслова вспо¬минала о многих, но только не о Нехлюд
ове. О своем детстве и молодости, а в особенности о любви к Нехлю¬дову
она никогда не вспоминала. Это было слишком больно. Эти воспоминания
где-то далеко нетронутыми ле-жали в ее душе. Даже во сне никогда не ви
дала Нехлю¬дова... Ей нужно было прочно и окончательно забыть обо всем
этом, чтобы не убить себя, не стать безумной» [265, с. 164].
Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелатель
ную, травмирующую его информа¬цию, она полностью вытесняется из его па
мяти. Поэтому если мы замечаем, что неоднократно забываем нечто, то по
ра задать себе вопрос, действительно ли мы хотим вос¬пользоваться данн
ой информацией.
Проекция — бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств,
желаний и влечений, в которых че¬ловек не хочет себе сознаться, понима
я их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда челове
к по отношению к кому-то проявил агрессию, у него не¬редко возникает т
енденция понизить привлекательные ка¬чества пострадавшего. Человек, по
стоянно приписываю¬щий другим собственные стремления, противоречащие е
го моральным нормам, получил даже специальное назва¬ние — ханжа.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, прис
ущих другому человеку и не до¬ступных, но желательных для себя. У дете
й — это про¬стейший механизм усвоения норм социального поведения
277
и этических ценностей. Так, мальчик бессознательно ста¬рается походить
на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря иденти
фикации достигает¬ся также символическое обладание желаемым, но недо¬с
ягаемым объектом [278]. В расширенном толковании идентификация — неосо
знаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собстве
нную слабость и чувство неполноценности.
Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний,
поступков, в действительности выз¬ванных причинами, признание которых
грозило бы по¬терей самоуважения. В частности, рационализация связа¬на
с попыткой снизить ценность недоступного. Так, пе¬реживая психическую
травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем,
что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее пониже
¬ния: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и
хотелось». Рационализация используется человеком в тех особых случаях
, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот фа
кт, что в своих действиях побуждается мотивами, находя¬щимися в конфли
кте с его собственными нравственными стандартам. Например, героине ром
ана Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташе необходимо избавиться от мысли
об измене любви, об измене князю Андрею. «Вернувшись домой, Наташа не
спала всю ночь; ее мучил неразре¬шимый вопрос, кого она любила: Анато
ля или князя Андрея?» У Наташи совершается внутренняя психоло¬гическая
работа по объяснению разумными причинами свершившихся событий. Эта ра
бота устраняет душевный конфликт между представлениями о порядочности
и ре-альным поведением. В конце концов героиня говорит:
«Мне кажется, что я сто лет люблю его (Анатоля). Да и не любила никого
так, как его» [264, с. 378,