СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Образная память обычно ярче проявляется и детей и подростков. У взросл
ых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однак
о есть про¬фессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили
, что можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводит
ь заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закр
ытыми глазами перед сном.
80
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувствен
ного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данно
е эмоцио¬нальное состояние возникло впервые. Важно подчеркнуть, что эт
о состояние воспроизводится в комплексе с эле¬ментами ситуации и субъе
ктивным отношением к ней. Особенности этой памяти — в быстроте формиро
вания следов, особой их прочности и непроизвольности воспро-изведения.
П. П. Блонский [33] полагал, что чувственная память, на основе которо
й развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребен
ка и дости¬гает своего расцвета к трем — пяти годам. На ней основывают
ся осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнав
ания («знакомое» и «чу¬жое») .
Сильные, эмоционально окрашенные впечатления че¬ловек хранит дольше вс
его. Исследуя устойчивость эмо¬циональной памяти, В. Н. Мясищев [191]
показал, что когда школьникам показывали картины, то точность их запом
инания зависела от эмоционального отношения к ним — положительного, от
рицательного или безраз¬личного. При положительном отношении они запом
нили все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при безразличном
— всего 7. Эмоциональная память отли¬чается тем, что почти никогда не
сопровождается отно¬шением к ожившему чувству как к воспоминанию раньш
е пережитого чувства. Так, человек, напуганный или иску¬санный в детст
ве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознае
т, с чем связано это чувство. Произвольное воспроизведение чувств почт
и не¬возможно. Наряду с запечатлением чувственного состоя¬ния, сопутст
вовавшего восприятию той или иной инфор¬мации, эмоциональная память об
еспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей
данное эмоциональное состояние, однако не всегда можно полагаться на
точность ее сохранения. Если у человека в обычных, спокойных условиях
возрастание силы и яр¬кости впечатления повышает четкость и прочность
запо¬минания, то в экстремальных состояниях (у потерпевшего или обвиня
емого) сильное потрясение ослабляет или даже полностью глушит то, что
было запечатлено.
Приведем пример. Был осуществлен такой эксперимент [376]: студенты сид
ели в аудитории, опустив головы
81
в экзаменационные листы. Внезапно дверь распахнулась, и молодая женщи
на ростом 150 см, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и тирольскую зел
еную шляпу, вор¬валась в комнату. Она быстро бросила в студента, си¬де
вшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Феде¬ральная селедка! Ты ук
рал мои отметки». При этом снаружи из коридора был слышен хлопающий зв
ук. Сту-дент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вс
крикнул и упал на пол. Когда нападавшая выскочила из комнаты, двое муж
чин, одетых, как са¬нитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на н
оги и быстро вывели его. Вся сцена заняла минуту с того момента, когда
вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву. Влияние эмоциональног
о шока и неожиданности ярко проявилось тогда, когда студентов попросил
и не¬медленно описать полную картину событий, свидетелями которых они
были, ответив на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Вот нек
оторые вопросы и ответы. Кто был нападающий? Один студент писал: «...б
ольшой, германского типа... как голливудский спасатель». Как был одет
нападавший? «...В униформу железнодорожного кондуктора». Каково было о
ружие? «... Убийца использо-вал нож с открытым лезвием». Кто был жертв
ой? «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер». Поскольку и
нцидент был в высшей степени неожиданным и имел вид драматического, бо
льшинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида вошедшей, ни обстоя
тельств вторжения. В описанной экспериментальной ситуации де¬формацию
следов памяти можно объяснить только эмо¬циональным воздействием, ибо
фактор времени исклю¬чен и отнести забывание за счет преобразования ин
¬формации во время длительного периода хранения нельзя.
Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесн
ая память формируется в про¬цессе прижизненного развития вслед за обра
зной и дости¬гает наивысшей силы к 10—13 годам. Отличительной чертой е
е является точность воспроизведения. Другой (и в этом ее преимущество
перед образной памятью)— значительно большая зависимость от воли. Восп
роизвести зрительный образ — не всегда в нашей власти, в то время как
повторить фразу значительно проще. Однако и при словесном сохранении н
аблюдаются искажения. Так, при запоминании ряда слов точнее всего восп
роиз-
82
водятся начальные и конечные, кроме того, деталь в рас¬сказе, которая
привлекла внимание человека, при переска¬зе имеет тенденцию передвигат
ься к началу. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не то
лько пов-торением, но и сокращением. Текст можно сократить и тем самым
облегчить работу памяти: чем он короче, тем меньше ошибок при воспрои
зведении. Краткость эф¬фективна не только за счет простого урезывания,
но и за счет выработки правил выделения самого су¬щественного. Постеп
енно через обобщение развивается логическая память.
Отношения словесной памяти со зрительной — слож¬ные. С одной стороны,
словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой — она может
оказывать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усилив
ая их трансформацию или подавляя их полностью. В этом случае зрительны
е образы в памяти могут так преобразовываться, чтобы точнее соответств
овать своим словесным описаниям, особенно если названия пред¬шествуют
восприятию зрительных изображений. Иска¬жение зрительных образов под д
авлением словесных на¬званий проявилось отчетливо в следующих эксперим
ентах [329]. Исследователи составили ряд из 12 многозначных фигур (рис
. 6). Каждая из фигур получила два сло¬весных обозначения. Всем испыту
емым предъявлялись одни и те же фигуры, но одной группе перед предъяв¬
лением назывались первые (из двух возможных) обо¬значения фигур, друго
й — вторые. От всех испытуемых требовалось после экспозиции как можно
точнее нари¬совать показанную фигуру. В результате 74% фигур, которые
были обозначены словами из первого списка названий, в рисунках оказали
сь похожими на предметы с этими названиями и 73% из второго списка — н
а соответствующие предметы второго списка. Например, показывали два кр
ужочка, соединенных палочкой; одним людям сказали, что это очки, други
м — что это ган¬тели. На своих рисунках испытуемые из первой группы пр
ирисовывали отсутствующие дужки и сделали изгиб в переносице, а из вто
рой — изображали утолщение в ручке гантелей. Таким образом, наблюдалас
ь тенден¬ция воспроизводить рисунки так, чтобы они лучше соот-ветствов
али их словесному описанию. Очевидно, легче хранить в памяти 12 слов и
реконструировать образы в соответствии с этими описаниями, чем хранит
ь в па¬мяти 12 изображений.
Воспроизведенная фигура 1-й список названии Очертания стипупа 2-й спис
ок названий Воспроизведенная (ригура
Рис. 6. Искажающее влияние словесной памяти на зрительную. Средняя кол
онка: фигуры, показанные испытуемым двух групп: левая колонка—рисунки
испытуемых 1-й группы в соответствии с предло-женными названиями; прав
ая — рисунки испытуемых 2-й группы в соот¬ветствии с предложенными наз
ваниями.
(Из кн Экспериментальная психология Т II М , 1963 )
Понятным становится, почему одним из факгоров, ко¬торый может сильно в
лиять на воспоминание свидетеля, является подбор слов в вопросах, кото
рые ему задают. Для демонстрации такого влияния Лофтус показала студен
там короткий фильм о дорожном инциденте. Затем некоторых из них спроси
ли: «С какой скоростью ехали автомобили, когда они ударились?» Для дру
гих свиде-телей глагол «ударились» был заменен на «разбились», «столкн
улись» или «пришли в контакт». Выяснилось, что оценки свидетелей наход
ились в полной зависимости от использованного глагола. Те, которых спр
ашивали со словами «пришли в контакт», давали самую низкую оценку скор
ости (30 миль в час), в то время как другие, которых спрашивали, испол
ьзуя глагол «разбились», дали самую высокую оценку (41 миля в час). Че
рез неделю, после
84
Дополнительные программные модули к пак-загрузчик v.3 combiloader.отели египта хургада альбатрос.На сайте art-master.ru багетные рамки.