СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Я говорил, что "вещи", попадающие с территории на карту, - это трансфо
рмы различий и эти (определенным образом отобранные) различия суть эле
ментарные идеи.
Но между различиями существуют различия. Каждое эффективное различие п
редполагает демаркацию, линию в классификации, а любая классификация -
иерархия. Другими словами, сами различия следует различать и классифи
цировать. В данном контексте я лишь слегка коснусь вопроса о классах р
азличий, поскольку дальнейшее развитие этой темы приведет нас к кругу
проблем "Principia Mathematica" (Whitehead, Russell, 1910-1913).
Позвольте предложить вам психологический эксперимент, хотя бы для того
, чтобы продемонстрировать хрупкость человеческого компьютера.
Во-первых, заметьте, что (а) существует различие между различиями текс
туры и различиями цвета.
Теперь заметьте, что (b) существует различие между различиями размера
и различиями формы.
Аналогично, (с) существует различие между различиями арифметического д
еления и вычитания.
Теперь позвольте предложить вам как ученикам Кожибс-кого определить ра
зличия между "различием (а)", "различием (b)" и "различием (с)".
Эта задача приводит компьютер в человеческой голове в состояние испуга
.
Однако не со всеми классами различий так неудобно иметь дело.
С одним таким классом вы все знакомы. Это класс различий, создающихся
в процессе трансформации, при которой различия, имманентные территории
, превращаются в различия, имманентные карте. В углу каждой серьезной
карты вы найдете явную формулировку этих правил трансформации - обычно
в словах. Абсолютно необходимо распознавать различия этого класса вну
три человеческого разума, и именно это, несомненно, - центральная тема
"Науки и психического здоровья" (Korzybski, 1941).