СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА ШИЗОФРЕНИИ*
* Bateson G. The Group Dynamics of Schizophrenia // Chronic Schizophre
nia: Explorations in Theory and Treatment / Ed. by L. Appleby, J.M.Sch
er, J.Cummings. Illinois, 1960.
Проясняя название этой статьи, хочу прежде всего сказать, что основной
смысл, который я связываю со словом "группа", состоит в наличии близк
их отношений между ее членами. Оставим в стороне феномены, возникающие
в экспериментальных группах, не имеющих ни привычной дифференциации р
олей, ни ранее заданных коммуникативных привычек, и будем говорить о с
емье. Речь пойдет в основном о семьях, состоящих из родителей, чей спо
соб адаптации к окружающему миру не производит впечатления крайне деви
антного, и одного или нескольких детей, чье поведение по частоте и хар
актеру реакций имеет бросающиеся в глаза отклонения от нормы. Мы затро
нем и другие аналогичные группы (например, такие заведения "палатного"
типа, как тюрьма или больница), чей способ функционирования стимулиру
ет шизофреническое или шизофреноподобное поведение у некоторых своих ч
ленов.
Слово "динамика" широко используется в исследованиях личностных взаимо
действий, особенно тех, которые направлены 'на изменение и обучение су
бъекта. Следуя принятому словоупотреблению, мы, однако, считаем, что э
то слово применяется ошибочно, поскольку порождает абсолютно ложные ан
алогии с физикой.
"Динамика" - это термин, изобретенный физиками и математиками для опис
ания определенных событий. В этом строгом смысле удар одного биллиардн
ого шара о другой есть предмет изучения динамики, но нельзя же сказать
, что биллиардные шары выказывают "поведение". Динамика описывает собы
тия, которые можно проверить на противоречие первому началу термодинам
ики или закону сохранения энергии. Движение второго биллиардного шара
энергетизируется ударом первого, и эти переносы энергии находятся в це
нтре внимания динамики. Нас, однако, мало волнуют последовательности с
обытий такого рода. Если я бью ногой камень, его движение энергетизиру
ется моим ударом. Если же я бью собаку, то она может повести себя до н
екоторой степени "консервативно", т.е. при достаточной силе удара посл
едовать по ньютоновской траектории, но это всего лишь физика. Гораздо
важнее то, что она может выдать реакцию, энергетизирован-ную не моим у
даром, а ее собственным метаболизмом - обернуться и укусить.
Я думаю, это есть именно то, что имеют в виду, когда говорят о магии.
В области интересующих нас феноменов "идеи" всегда могут влиять на соб
ытия. Для физика же это магическая гипотеза. Ее нельзя проверить, иссл
едовав сохранение энергии.
Все это, однако, лучше и более строго сформулировал Берталанфи (Bertal
anffy), что и дает мне возможность продолжить исследование сферы явлен
ий коммуникации. Мы будем конвенционально использовать термин "динамик
а", отдавая себе отчет в том, что говорим не о динамике в физическом с
мысле.
Роберт Льюис Стивенсон в своей "Бедняжке" (Stevenson, 1918) дал, возмо
жно, самую яркую характеристику этой магической сферы: "В моих помысла
х, в этом мире ни одна вещь не хуже другой; сгодится и лошадиная подко
ва". Слово "да", постановка "Гамлета" или инъекция эпинефрина в нужную
точку коры мозга могут заменять друг друга. В соответствии с принятым
и коммуникативными конвенциями любое из этих действий может быть либо
утвердительным, либо отрицательным ответом на любой вопрос. В знаменит
ом донесении "Одна, если сушей, две, если морем" фактически использова
лись лампы, но с точки зрения теории коммуникации это могло быть что у
годно - от муравьедов до зигоматических дуг.
Конечно, известие о том, что согласно ныне установленным коммуникативн
ым конвенциям все что угодно может означать все что угодно, приводит в
замешательство. Но в этой магической сфере есть и еще кое-что. В соот
ветствии с коммуникативными конвенциями, лошадиная подкова не только м
ожет означать все что угодно, она также одновременно может служить сиг
налом, изменяющим сами эти конвенции. Мои пальцы, скрещенные за спиной
, могут изменить характер (tone) и смысл (implication) чего угодно. Я
припоминаю пациента-шизофреника, у которого, как и у многих других шиз
офреников, были затруднения с личными местоимениями; особенно же он не
любил писать свое имя. У него было множество вымышленных имен для аль
тернативных аспектов самого себя. Больничная организация, членом котор
ой он являлся, требовала от него расписаться в получении пропуска. Но
он долго не мог получить пропуск, поскольку настаивал на том, чтобы по
дписаться одним из своих вымышленных имен. Однажды, когда он упомянул,
что собирается на прогулку, я спросил: "Так ты подписался?" Он ответи
л "да" со странной ухмылкой. Его настоящее имя было, скажем, Edward W.
Jones. В действительности же он подписался W.Edward Jones. Работники б
ольницы не заметили разницы. Им показалось, что они выиграли битву и з
аставили его вести себя разумно. Но для него самого это означало: "Он
(настоящий я) не подписался". Он выиграл битву. Как будто его пальцы б
ыли скрещены за спиной.
Это характерно для всей коммуникации - она может быть магически модифи
цирована посредством сопроводительной коммуникации. На этой конференци
и мы описывали различные способы взаимодействия с пациентами, наши дей
ствия и наши стратегии, как они видятся нам. Но было бы гораздо трудне
е обсуждать наши действия с точки зрения пациентов. Как нам изменить с
вою коммуникацию с пациентами, чтобы получаемый ими опыт имел терапевт
ический смысл?
конец света 2012массажный стол в киеве.