СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
4 Этот текст не является оригинальным документом АА, и его автор неизв
естен. Встречаются незначительные вариации текста. Я цитирую наиболее
симпатичный мне лично вариант из "АА Comes of Age", 1957.
Если "двойное послание" приносит муки и отчаяние и разрушает личные эп
истемологические предпосылки на глубинном уровне, тогда следует, что д
ля исцеления этих ран и взращивания новой эпистемологии будет уместна
некая его конверсия. "Двойное послание" ведет к отчаянному выводу: "Ал
ьтернативы нет". "Молитва о Просветлении" явным образом освобождает мо
лящегося от этих приносящих безумие уз.
В этой связи стоит вспомнить, как великий шизофреник Джон Персеваль (J
ohn Perceval) заметил перемену в своих "голосах". В начале психоза они
изводили его "противоречивыми командами" (это то, что я называю "двой
ным посланием"), но позднее, когда они стали предоставлять ему выбор и
з ясно определенных альтернатив, он стал поправляться (Bateson, 1961).
(11) В одном отношении АА глубоко отличаются от таких естественных мен
тальных систем, как семья или лес. У АА есть единственная цель: "Нести
послание АА тем больным алкоголизмом, которые этого хотят". Вся орган
изация посвящена максимизации этой цели. В этом отношении АА не сложне
е, чем "Дженерал Моторс" или средняя западная страна. Но биологические
системы, кроме тех, которые обусловливаются западными идеями (и особе
нно деньгами), являются многоцелевыми. У леса нет такой единственной п
еременной, о которой можно было бы сказать, что вся система ориентиров
ана на ее максимизацию, а все остальные переменные второстепенны. Лес
ищет оптимум, а не максимум. Его потребности вполне поддаются удовлетв
орению, а любой избыток становится токсичным.
Таким образом, единственная цель АА направлена вовне и состоит в несор
евновательных отношениях с большим миром. Максимизируемой переменной я
вляется комплементар-ность, по своей природе стоящая ближе к "служению
", чем к доминированию.
Эпистемологический статус комплементарной и симметричной предпосылок
Как уже отмечалось, в человеческих взаимоотношениях симметричность и к
омплементарность могут сложным образом сочетаться. Поэтому уместно спр
осить, что дает основание приписывать этим принципам настолько фундаме
нтальный характер, что их можно называть "эпистемологическими" даже в
естественнонаучном изучении культурных и межличностных предпосылок.
Можно предположить, что ответ зависит от того, что имеется в виду под
"фундаментальным" при изучении естественной истории человечества. Скла
дывается впечатление, что это слово имеет два значения.
Во-первых, я называю более фундаментальными те предпосылки, которые бо
лее глубоко внедрены в сознание, более "жестко запрограммированы" и ме
нее подвержены переменам. В этом смысле алкогольная гордость, или hubr
is ["гордыня" - греч.] фундаментальна. Во-вторых, я должен назвать бол
ее фундаментальными те психические предпосылки, которые относятся к бо
льшим, а не к меньшим системам или гештальтам вселенной. Высказывание
"трава зеленая" менее фундаментально, чем высказывание "различные цвет
а различаются".