СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обращение внутрь себя
. Бурное развитие сознания и са¬мосознания обусловливают интерес к себ
е, поэтому под¬росток склонен к уходу в себя, самокритичен и чув¬ствит
елен к критике. Он начинает интересоваться пси¬хологией, критически от
носится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Продолже
ние гормо-нального созревания усиливает перестройки организма и поддер
живает колебания настроений.
Среди возрастных кризисов развития человека один из самых сложных — кр
изис подростковый. Вообще кризи¬сы определяются принципиальным изменен
ием системы мотивов — их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии
, рождением новых. Для подростка перестройка системы мотивов проявляет
ся в понижении ценности общения в семейном кругу: самыми большими авто
рите¬тами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стор
оны родителей, в период кризиса со¬храняют свое влияние на подростка л
ишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном слу
чае они вызывают протест. В одном психологическом ис¬следовании испыту
емым разного возраста задавали воп¬рос: «Чувствовали ли вы когда-нибуд
ь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» По-
367
ложительный ответ дали 61% подростков 11—13 лет, 90% юношей 15—18 лет
и 75% молодых людей 20—24 лет. Эти данные показывают, что по мере того
как молодой человек мужает и сам сталкивается с житейскими труд¬ностя
ми, авторитет родителей и воспитателей вновь начи¬нает подниматься. Та
ким образом, снижение авторитета взрослых имеет временный характер.
В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окружающий мир —
интраверсия сменяется экстравер¬сией. Допускают, что это связано с за
вершением полового созревания. В этот период подросток экспансивен, эн
ерги¬чен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес
к другим людям и их внутреннему миру и появляется склонность сравнива
ть себя с другими. Особенно быстро развиваются мыслительные операции,
поэтому подросток приписывает безграничные возможно¬сти своему мышлени
ю, способному, по его мнению, пре¬образовать окружающую жизнь. Постепе
нно фаза фи¬лософской интоксикации проходит, и он превращается из абст
рактного реформатора в активного члена общества.
Максимализм самостоятельности — главная особен¬ность пятнадцатилетних.
Проиллюстрируем это. Испан¬ский психолог Прадо отобрал 25 мальчиков 8
—11 лет и 25 подростков 14—17 лет, среди них были только те, которые с
читали своего отца самым любимым и уважае¬мым человеком, и провел с ни
ми следующий эксперимент. Все они должны были оценить показатели своег
о отца и своего лучшего друга (сверстника) в физических упражнениях. И
спытуемые сами не наблюдали за физи¬ческими упражнениями, а должны был
и просто указать, кто, по их мнению, имеет большие шансы выиграть соре
в¬нование. 20 мальчиков выше оценили шансы своих отцов, 19 подростков
— шансы своих друзей. После этого в реальных соревнованиях проверили,
кто же был прав. Обнаружилось, что в обоих случаях отцы показали более
высокий результат, чем сверстники испытуемых. Почему же подростки пер
еоценили успехи друзей? Оказалось, что за переоценкой результатов свер
стника стоит неосознан¬ная, но резко повышенная самооценка: подростку
хочется самоутвердиться и обогнать отца, поэтому он переоцени¬вает сво
его друга [133].
Именно в этом возрасте стремление к полной неза¬висимости, жажда освоб
ождения от внешнего контроля
368
сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и на¬чалом сознательно
го самовоспитания. Обычно в этот пе¬риод строятся жизненные планы. Одн
овременно повышает¬ся ранимость и восприимчивость к вредным влияниям.
Иногда он перестает доверять окружающим взрослым, и его поведение може
т отклониться от нормы вследствие неправильно сформированной самооценк
и и неумения адекватно оценивать других. В этом случае подросток предъ
являет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим. Свой иде
ал, к себе не применяя, он тре¬бует от других, чтобы они этому идеалу
соответствовали. Такому молодому человеку подчас кажется, что окру¬жаю
щие люди не понимают его и относятся к нему отрицательно [188].
Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риско
м. Предмет его постоянного вни¬мания — такие качества характера, как ц
елеустремлен¬ность, решительность, выдержка. Проявляя интерес к во¬лев
ым качествам других, он постоянно стремится обна¬ружить их у себя. Для
этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряе
т дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней прямо¬той. Все эт
о направлено на попытку разрушить пози¬цию противника, провести «разве
дку боем», испытать других, себя и установить границы своих возможно¬с
тей.
Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердитьс
я в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание то
варищей. При этом члены группы с невысоким статусом в ней наиболее под
¬вержены влиянию групповой атмосферы. Если взрослые обеспокоены дурным
влиянием какой-то группы на моло¬дого человека, то прежде всего следу
ет помочь ему повы¬сить в ней свой статус, тогда влияние группы на нег
о ослабнет и возникнет возможность либо скорректировать это влияние, л
ибо вывести молодого человека из группы. В это время особенно важно со
здать все условия для своевременного включения молодого человека в тру
довую деятельность старшего поколения. Чем меньше у него таких возможн
остей и чем меньше о нем заботятся родите¬ли, тем более он восприимчив
к давлению со стороны сверстников. Обобщая особенности подросткового
возрас¬ти, И. С. Кон выделяет в качестве ведущей деятельности учебную,
а в качестве важнейшего новообразова¬ния — чувство взрослости.
369
В шестнадцать лет у юноши снова наступает равно¬весие: мятежность усту
пает место жизнерадостности, зна¬чительно увеличиваются внутренняя сам
остоятельность эмоциональная уравновешенность, общительность, ус-тремл
енность в будущее. Однако порой он еще долго не может освободиться от
подростковой односторонности в своих оценках, нетерпимости, категоричн
ости. В свете максимализма — завышенного, нереального идеала — любая д
ействительность может показаться ему мрачной, и это подавляет деятельн
ость, рождая пессимизм и от¬чаяние. Поэтому социальная активность юнош
и нередко принимает форму негативизма и социальной критики. Рассматрив
ая общественные отношения как бы со сто¬роны и забывая, что он сам тож
е продукт этого общества, юноша склонен фиксировать внимание лишь на т
ом, что не соответствует его идеалу. Умеренная неудовлет¬воренность ст
имулирует творческую преобразовательную деятельность, а неумеренное аб
страктное недовольство мешает трезвому пониманию социальных проблем. К
огда взрослые указывают на необоснованность его мрачного взгляда на жи
знь, это его не убеждает. Только активное привлечение молодого человек
а к решению конкретной трудной ситуации, которая раньше вызывала его о
трица-тельное отношение, может изменить это отношение на по¬ложительно
е.
Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет—это ранняя юность и
18—25 лет—поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальност
и, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознан
ия, может возникнуть внутренняя напря¬женность, порождающая чувство од
иночества. Это чув¬ство усиливает потребность в общении и одновремен¬н
о повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в ю
ношеском возрасте И. С. Кон назы¬вает открытие личностью своего внутре
ннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим
человеком. Поэтому нас не должно удивлять, что старше¬классники выдвиг
ают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие
эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на втор
ое место.
370
Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Она выступает иногда как
своеобразная форма психоте¬рапии, позволяя молодому человеку выразить
перепол¬няющие его чувства и получить поддержку, необходимую для само
утверждения. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые неред
ко выходят из себя от их большой длительности и бессодержательности, н
е пони¬мая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специальну
ю функцию поддержания самоутверждения личности. Как считает И. С. Кон,
сам возраст друзей, избираемых юношей, может приоткрыть его родителям
некоторые, не всегда осознаваемые психологические по¬требности их нас
ледника. Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением с
тремления к равно¬правным отношениям, выбор друга, старшего по возраст
у, может свидетельствовать о потребности в опеке и руко¬водстве, а мла
дшего — говорит в пользу предположения, что его выбор вынужденный. Так
ой выбор нередко отра¬жает какие-то психологические трудности, наприме
р за-стенчивость, несоответствие уровня его притязаний и воз¬можностей
[134].
Равновесие внутреннего мира молодого человека на¬рушается в эти годы и
необходимостью самоопреде¬ления. Принятие решения о выборе специально
сти озна¬чает вместе с тем и отказ от многих других видов деятельности
. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение
связано с отказом от других возможностей — с самоограничением, что, в
свою очередь, порождает внутреннюю напряженность. В период ранней мол
одости молодые люди стремятся доказать себе и другим, что они уже спос
обны к само-стоятельным решениям и к взрослой жизни. Это стремле¬ние н
еобходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизне
нную смелость и независи¬мость намного труднее. Кстати, говоря о том,
что молодые люди считают себя готовыми принимать самостоятель¬ные реше
ния, полезно упомянуть, что они обучаются принимать их быстрее, если н
а первых порах прини¬мают их совместно со взрослыми и делят ответствен
¬ность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственнос
ть за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность
с них снима¬ется.
371
В последние годы много говорят об акселерации. Что это такое? Акселер
ация — это ускорение биологического созревания. Оно выражается в том,
что средний вес детей в первый год их жизни теперь больше, чем в пред-
шествующие десятилетия. Удвоение веса ребенка теперь наблюдается не в
6, а в 4 месяца, зубы у ребенка прорезы¬ваются раньше, половое созрева
ние заканчивается не в 16—17 лет, а зачастую в 11—12. Стабилизация рос
та наступает у юношей не в 25—26, а в 18—19 лет, а у деву¬шек в 16—17.
Рост 13—15-летних мальчиков теперь пре¬вышает средний рост их сверстн
иков двадцатилетней дав¬ности на 12—14 см, а вес—на 10—12 кг. Сегодняш
ние 16—17-летние по половому поведению соответствуют 19—20-летним шест
идесятых годов. Сталкиваясь с аксе¬лератом, который на голову выше род
ителей и косая сажень в плечах, взрослые порой не представляют себе, ч
то перед ними по существу еще ребенок и что к нему следует предъявлять
соответствующие требования. С та¬кими инфантильными акселератами прих
одится стал¬киваться и педагогам, и врачам, и милиции. У них нередко о
бнаруживаются черты незрелой личности: они плохо понимают, что можно,
а чего нельзя делать, не осознают социальных ограничений и последствий
своих поступков.
В то же время современная молодежь значительно позже, чем их ровесники
в прошлом, начинает самостоя¬тельную трудовую жизнь. Так, из людей, р
одившихся в России в 1906 г., третья часть уже работала к 16 годам, а
к 20 годам почти все юноши начинали трудовую жизнь. Сегодня в связи с
переходом к всеобщему среднему образованию значительная часть молодежи
16-летнего возраста еще учится. Что касается студенческой моло¬дежи,
то она заканчивает свое образование только в 22— 25 лет. Как отмечал Б
. Г. Ананьев [17], наступление зрелости человека как индивида (физичес
кая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времен
и.
кирпич Днепропетровсккирпич Днепропетровск