СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Я думаю, что в дополнение к сказанному об определении индивидуального
разума необходимо упомянуть релевантные области памяти и "банков" данн
ых. В конце концов, можно сказать, что простейший кибернетический конт
ур имеет память динамического типа, базирующуюся не на статическом нак
оплении, а на движении информации вокруг контура. Поведение регулятора
паровой машины в момент t2 частично определяется тем, что он делал в
момент t1, где интервал между t2, и t1 есть время, необходимое информа
ции для полного обхода контура.
Таким образом, мы получаем картину разума как синонима кибернетической
системы: совокупной системы обработки релевантной информации, применя
ющей метод "проб и ошибок". И мы знаем, что внутри разума (в самом шир
оком смысле этого слова) будет существовать иерархия субсистем, любую
из которых мы можем назвать индивидуальным разумом.
Но эта картина в точности подобна той, к которой мы пришли при обсужде
нии единицы эволюции. Я полагаю, что эта идентичность - самое важное о
бобщение из всего, что я здесь сегодня говорил.
При рассмотрении единицы эволюции я утверждал, что на каждой ступени о
бязательно нужно включать завершенные контуры вне протоплазмического а
грегата, будь то "ДНК в клетке", или "клетка в теле", или "тело в окру
жающей среде". Иерархическая структура не является чем-то новым. Ранее
мы говорили о развивающемся индивидууме, семейной линии, таксоне и та
к далее. Теперь о каждой ступени иерархии нужно думать как о системе,
а на как об обрубке, вырезанном и визуализированном в противопоставлен
ии окружающей матрице.
Эта идентичность единицы разума и единицы эволюционного выживания имее
т огромную важность, причем не только теоретическую, но также и этичес
кую.
Это означает, что сейчас я пытаюсь локализовать нечто, что называю "Ра
зумом", как что-то имманентное большой биологической системе - экосист
еме. Если же я начерчу границы системы на другом уровне, тогда разум б
удет имманентен совокупной эволюционной структуре. Если эта идентичнос
ть ментальной и эволюционной единиц верна в широком смысле слова, наше
мышление претерпевает многочисленные сдвиги.
Во-первых, возьмем экологию. В настоящий момент экология имеет две сто
роны: одна называется биоэнергетикой, т.е. это экономика энергии и мат
ериалов внутри кораллового рифа, в лесу или в городе, а вторая - это э
кономика информации, энтропии, негативной энтропии и т.д. Они не очень
хорошо совмещаются именно по той причине, что в двух типах экологии е
диницы имеют различные границы. Для биоэнергетики естественно и целесо
образно думать о единицах, ограниченных клеточной мембраной или кожей,
либо о единицах, состоящих из множеств родственных индивидуумов. Эти
границы становятся рубежами, на которых можно делать измерения для опр
еделения аддитивно-субтрактивного бюджета энергии для данной единицы.
По контрасту, информационная (энтропийная) экология имеет дело с вычис
лением бюджета контуров и бюджета вероятностей. Результирующий бюджет
является дробным, а не субтрактивным. Границы должны включать релевант
ные контуры, а не перерезать их.
Более того, само значение "выживания" изменяется, когда мы перестаем г
оворить о выживании чего-то, ограниченного кожей, и начинаем думать о
выживании системы идей в контуре. То, что под кожей, приходит в хаос п
осле смерти, контуры внутри кожи приходят в хаос после смерти. Однако
идеи после дальнейшей трансформации могут уйти в мир в виде книг или п
роизведений искусства. Сократ как биоэнергетический индивидуум мертв.
Однако многое от него по-прежнему живет как компонент современной экол
огии идей [5].
5 Выражением "экология идей" я обязан эссе сэра Джеффри Виккерса "Экол
огия идей" (Vickers, 1968).
Также ясно что теология изменяется, а возможно, и обновляется. В течен
ие 5000 лет средиземноморские религии раскачивались в одну и в другую
сторону между имманентным и трансцендентным. В Вавилоне трансцендентны
е боги пребывали на вершинах холмов. В Египте имманентный бог пребывал
в фараоне. Христианство является сложной комбинацией обоих верований.