СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
399
Завышенная оценка своих способностей часто приводит к катастрофе. Вот
пример из книги Л. А. Растригина и П. С. Граве (выдержки из первой бе
седы па¬циентки с врачом). Девушке 19 лет, ее только что вы тащили в т
яжелом состоянии из-под колес машины: «Ах, доктор! Вы спрашиваете, что
случилось? Крах, жизненный крах! Да, я молода и выгляжу не хуже други
х. Да, передо мной все пути открыты. Но все-то мне не нужны! Еще в сед
ьмом классе я поняла: у меня одна дорога — на сцену. Запах кулис, рамп
а, публика, успех, вся эта театральная атмосфера... Вне театра для мен
я не жизнь... Трижды я держала в театральный. И на этот раз то же само
е: „Мы вам рекомендуем подумать о другой про¬фессии". Я выходила из ин
ститута, как в тумане... ре-шила — жить на свете не стоит и... бросила
сь под машину...» [227, с. 102].
Завышенные самооценка и притязания, естественно, не получают желаемого
отклика и признания у окру¬жающих людей, что может способствовать отч
уждению такой личности от принятых в данном обществе норм поведения и
побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые
обеспечили бы ему удов¬летворение чрезмерных притязаний.
Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и
доверчиво относится к окружающим, тогда как низкое самоуважение часто
сочетается с от¬рицательным, недоверчивым и недоброжелательным отно-ше
нием к другим людям. Верная самооценка поддер¬живает достоинство челов
ека и дает ему нравственное удовлетворение.
Как слишком высокое, так и слишком низкое само¬уважение чреваты наруше
ниями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патолог
ические отклонения — психостения и паранойя. Психостения возникает на
фоне крайне заниженной самооценки и ха¬рактеризуется хроническим безво
лием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, б
ояз¬ливости, повышенной впечатлительности, мнительности. Такие люди ве
чно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить ин
ициативу, постоянно сомневаются во всем.
400
Другая крайность приводит к такому состоянию пси¬хики, когда человек п
остоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особ
ое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро
. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критич
ны, недоверчивы и подозри¬тельны к окружающим. Все это часто толкает и
х к ссо¬рам по пустякам, они докучают всем жалобами и заяв¬лениями, об
наруживая при этом неуемную энергию.
Наблюдается возрастная динамика самооценки. Вос¬приятие внешнего облик
а одного человека другим или восприятие собственного портрета не тольк
о зависят от самооценки, но и от ее возрастных трансформаций. Это ярко
проявилось в экспериментах Готтшальфа [по 36]. Испытуемым подросткам
предъявлялись специально изго¬товленные фотографии, на которых были по
ртреты не¬искаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные
. Среди них находились портреты родителей, соучеников, учителей и сами
х испытуемых. Во всех слу¬чаях нужно было выбрать неискаженный портрет
. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возмож¬ность выбрать
неискаженные фотографии из ряда соб¬ственных портретов, они, отыскива
я наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или с
уженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографи
и соученика предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если
признава¬лось его превосходство, и суженное — в случае пре¬небрежител
ьного к нему отношения. При выборе испытуемыми двух групп (10 и 16 лет
) своих фотогра¬фий и портретов родителей обнаружилось, что дети перво
й группы выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди
фотопортретов родителей — расширенные. Испытуемые второй группы выбир
али свои портреты в расширенном варианте, а портреты родите¬лей — в су
женном. Так, изменение (повышение) са¬мооценки с возрастом незаметно д
ля самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности
, но и на восприятии им других людей.
Человек всегда стремится к состоянию душевного рав¬новесия и для этого
может изменять оценку внешних событий и самого себя, достигая таким п
утем само-уважения. Л. Н. Толстой считал, что для человека типично стр
емление к самооправданию, желанию совместить удобства, выгоды, удовлет
ворение желаний с чувством собственного достоинства и значительности,
с одобрением среды.
401
Толстой называл такие душевные состояния улов¬ками разума. В романе «
Воскресение» он дал замечатель¬ную по своей отчетливости зарисовку так
ого состояния:
«Удивляло его (Нехлюдова) то, что Маслова не стыдилась своего положени
я — не арестантки (этого своего по¬ложения она стыдилась), а своего по
ложения прости¬тутки,— но как будто даже была довольна, почти гор¬дила
сь им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для тог
о, чтобы действовать, необхо¬димо считать свою деятельность важною и х
орошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно
составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его де
ятельность будет казаться ему важною и хорошею... В продолжение десяти
лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и ста¬рика-станово
го и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждалис
ь в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых по¬х
отью людей, со всех сторон стороживших ее... Так по¬нимала жизнь Масло
ва, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а оче
нь важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на
свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противи
лась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она дол
жна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и с
амоуважение» [265, с. 163].
Этим примером хотелось бы привлечь внимание к тому важному факту, что
самоуважение определяется прежде всего системой поступков человека, ег
о собственным жиз¬ненным опытом. Убеждения, приобретенные без затрат с
обственных усилий, только на слух, быстро оказываются лишенными всякой
ценности, а человек — не способным к активному отстаиванию своих убеж
дений при столкно¬вении с реальными жизненными трудностями.
Ш. А. Надирашвили [192] формулирует полезные рекомендации, которые сле
дует принять во внимание, если в процессе общения возникает необходимо
сть изменить жизненную позицию человека. Словесного разъяснения новой
позиции, сообщения доказательств ее целесообразности часто совершенно
недостаточно, необходимо по¬будить человека действовать в соответствии
с этой по¬зицией.
402
Для эффективного переориентирования неже¬лательно резко противопоставл
ять новую позицию старой, опирающейся на опыт, нецелесообразно также в
ыска-зываться категорично о непригодности старой позиции. В таких случ
аях неминуем негативный эффект: люди меняют свои отношения в направлен
ии, противополож¬ном желательному. Это явление в психологии именуется
эффектом контраста. Воздействия следует реализовывать в форме последов
ательных шагов с перерывами. Каждый шаг должен приводить к частичному
изменению пози¬ции, а перерыв — способствовать тому, чтобы человек ощу
тил новую, измененную позицию как свою собствен¬ную. Частичное изменен
ие воспринимается легче, чем кар¬динальное, оно даже может не осознава
ться. Это явление в психологии называется эффектом ассимиляции. Большо
е значение имеет то, от кого исходит данное воздействие. Было установл
ено, что желательное влияние могут оказать на нас те люди, к которым у
нас возникло положи¬тельное отношение. Люди, к которым мы относимся о
три¬цательно, вырабатывают у нас отношение, противопо¬ложное тому, кот
орое они пытаются создать.
Самооценка и уровень притязаний, определяя ду¬шевное состояние человек
а и продуктивность его дея¬тельности, проходят в своем развитии сложны
й путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая само¬критичност
ь позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных
возможностей и скоррек¬тировать уровень притязаний. Однако, как показа
ли ис¬следования, такая коррекция легко осуществляется в сто¬рону повы
шения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необход
имой коррекции самоуваже¬ния следует в первую очередь изменять именно
систему поступков, и тогда на этой новой базе становится воз¬можным и
изменение мировоззрения, обобщаемое и прояс¬няемое словесными формулам
и. Только включение че-ловека в новую деятельность может привести к ра
ди¬кальному сдвигу в самооценке.
Влияние профессии на общение
Человек вступает в жизнь как индивид с природными свойствами нервной с
истемы, определяющими его тем¬перамент, и задатками, из которых развив
аются способ¬ности. Личностью он становится с помощью сознательных уси
лий и под влиянием социальных контактов и в рам¬ках определенных общес
твенных отношений. Е. В. Шорохова [306] и И. С. Кон [133—135] рассматр
ивают личность человека как единство его индивидуальных свойств и сово
купности ролевых функций.
Как показывают психологические исследования, осу¬ществление той или ин
ой социальной или профессиональ¬ной роли, особенно если она личностно
значима для че¬ловека и выполняется им продолжительное время, ока¬зыва
ет заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как уста
новки, ценностные ориентации, мо¬тивы деятельности, отношение к другим
людям. В этом смысле можно говорить, что личность в некоторой сте¬пен
и характеризуется системой усвоенных ролей. На¬пример, каждая професси
я накладывает специфический отпечаток на психический облик человека. М
аркс писал, что «различие между индивидами по их природным спо¬собност
ям гораздо менее значительно, чем нам кажется, и эти столь различные п
редрасположения, отличающие, по-видимому, друг от друга людей различны
х профессий, когда они достигли зрелого возраста, составляют не стольк
о причину, сколько следствие разделения труда» [5, с. 148].