СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
МОРАЛЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР*
* Bateson G. Morale and National Character // Civilian Morale / Ed. by
G.Watson. 1942.
Мы будем действовать следующим образом:
a) Мы исследуем некоторые критические возражения, которые могут быть в
ыдвинуты против принятия вообще каких-либо концепций "национального ха
рактера";
b) Это исследование даст нам возможность установить определенные конце
птуальные пределы, внутри которых выражение "национальный характер" бу
дет, вероятно, валидным;
c) Придерживаясь этих пределов, мы очертим те порядки различий, которы
е могут обнаружиться среди западных наций, и попытаемся методом иллюст
раций высказать более конкретные догадки о некоторых из этих различий;
d) В конце мы рассмотрим, каким образом различия того или иного порядк
а влияют на проблемы морали и международных отношений.
Барьеры на пути к понятию национального характера
Существуют многочисленные соображения, отвлекающие научные исследовани
я от вопросов этого рода и заставляющие ученых рассматривать все подоб
ные вопросы как бесперспективные или неразумные. Прежде чем мы рискнем
высказать какие-то конструктивные мнения, касающиеся порядка различий
, которых следует ожидать среди европейской популяции, следует рассмот
реть эти отвлекающие соображения.
Во-первых, утверждается, что не люди, а скорее обстоятельства, в котор
ых они живут, различаются в разных сообществах; что нам следует иметь
дело с различиями либо исторического фона, либо нынешних условий; что
эти факторы достаточны для объяснения всех различий в поведении без пр
ивлечения каких-либо различий характера рассматриваемых индивидуумов.
По сути дела, эти аргументы являются обращением к "бритве Оккама" - ут
верждению, что не следует умножать сущности сверх необходимости. Аргум
ент состоит в том, что там, где существуют наблюдаемые различия в обст
оятельствах, нам следует привлекать скорее их, нежели просто гипотетич
еские различия характера, которые мы не можем наблюдать.