СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
единая система окружающей среды в комбинации с высокой человеческой ци
вилизацией, в которой гибкость цивилизации должна соревноваться с гибк
остью окружающей среды для создания функциональной сложной системы, от
крытой для медленных изменений даже базовых (жестко запрограммированны
х) характеристик.
Теперь мы перейдем к рассмотрению некоторых терминов этого определения
системного здоровья и соотнесению их с условиями в нынешнем мире.
"Высокая цивилизация"
Создается впечатление, что с момента применения металлов, колеса и пис
ьменности, в системе "человек-окружающая среда" существует прогрессиру
ющая нестабильность. Уничтоженные леса Европы и созданные человеком пу
стыни на Среднем Востоке и в Северной Африке служат свидетельствами эт
ого утверждения.
Цивилизации приходят и уходят. Новая технология эксплуатации природы и
ли новые методы эксплуатации других людей способствуют подъему цивилиз
ации. Но каждая цивилизация, достигшая пределов того, что можно эксплу
атировать данным конкретным образом, должна в скором времени пасть. Но
вые изобретения дают некоторое пространство, или гибкость, однако исче
рпание этой гибкости означает смерть.
Человек либо слишком умен (и в этом случае мы обречены), либо недостат
очно умен, чтобы ограничить свою алчность теми направлениями, которые
не разрушают функциональную совокупную систему. Я предпочитаю вторую г
ипотезу.
Теперь необходимо поработать над определением "высокой" цивилизации.
a) Было бы неблагоразумно (даже если бы было возможно) вернуться к нев
инности австралийских аборигенов, эскимосов и бушменов. Такое возвраще
ние включало бы утрату той мудрости, которая обусловила это возвращени
е, и только начало бы весь процесс вновь.
b) "Высокая" цивилизация предположительно должна иметь любые технологи
ческие средства, необходимые для распространения, поддержания и даже у
величения мудрости этого общего типа. Это могут быть компьютеры и слож
ные коммуникационные устройства.
c) "Высокая" цивилизация должна содержать все, что необходимо (в виде
образовательных и религиозных институций) для поддержания необходимой
мудрости в человеческой популяции и предоставления людям физического,
эстетического и творческого удовлетворения. Цивилизация должна обладат
ь разнообразием не только для приспособления к разнообразию генетики и
жизненного опыта людей, но также для обеспечения гибкости и "преадапт
ации", необходимых для встречи с непредсказуемыми изменениями.
аптеки полтавафото природыНа сайте www.metamarket.ua автопылесос.