СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Исследования показывают, что авторитет преподава¬теля оказывает сущест
венное положительное влияние на его восприятие слушателями и оценку пр
иводимой им ар¬гументации. Особенно ярко это проявилось в условиях, ко
гда одни и те же сведения преподносились аудитории в одних случаях как
исходящие от признанных автори¬тетов, а в других — как исходящие от л
иц, не пользую¬щихся признанием. Например, трем группам испытуемых пре
длагали одно и то же интервью, в котором речь шла о необходимости мягк
ого обращения с несовершеннолет¬ними преступниками. Человека, с которы
м беседовали, представляли по-разному. Первой группе он был представ¬л
ен как судья по делам несовершеннолетних, второй — как прохожий с улиц
ы, а третьей — как человек, сам в прошлом бывший преступником. Испытуе
мые должны были ответить на вопросы, касающиеся понятности ин¬тервью.
Речь судьи вполне понятной признали 73% испы¬туемых, речь прохожего —
63%, а бывшего преступни¬ка—только 29%. Таким образом, в оценке понятн
ости были установлены значительные расхождения, которые зависели от ст
епени доверия к источнику информации, развившегося как следствие его а
вторитета (в данном случае профессионального). Чем выше авторитет исто
чни¬ка информации, тем больше изменяется не только доступ¬ность матери
ала, но тем сильнее и его убеждающая сила. В группах, которым предъявл
ялись тексты, приписывае¬мые заслуживающим доверия источникам, число л
иц, изменивших свое первоначальное мнение по изложенному вопросу, сост
авило в среднем 23%. Если же тексты при¬писывались источнику, не заслу
живающему большого доверия, по мнению данной аудитории, то тот же текс
т приводил к изменению позиции только у 8% испытуемых [302].
От преподавателей требуются непрерывные усилия не только для создания
и укрепления, но и для поддер¬жания своего авторитета среди студентов,
поэтому неко¬торые действия, способные его нарушить, он должен тщател
ьно контролировать. Так, бесконтрольное повторе¬ние однотипных сообщен
ий, одной и той же информации приводит к пределу насыщения — такому со
стоянию аудитории, при котором наступает резкое снижение способ¬ности
людей к восприятию, возникает раздражение про¬тив «словесной жвачки» и
падает доверие к сообщаемой информации.
415
К сожалению, опытные преподаватели подвержены возрастной и профессиона
льной деформации. Их прояв¬ления многообразны. Возрастная деформация м
ожет ска¬зываться в убеждении, что и теперь лучше всего учить других т
ак же, как когда-то обучали их самих. Препода¬ватели забывают, что с т
ех пор, как они учились, прошло много лет. За это время изменились не
только знания, но и формы и методы их преподнесения, а зрелому препода
-вателю, как и каждому человеку, кажется, что воспринятое в молодости
— это самое правильное, самое нужное, самое полезное. Поэтому он склон
ен держаться за старые мето¬ды и настороженно, а нередко и враждебно в
осприни-мает новые способы обучения, тем более, что овладение ими треб
ует от него дополнительных усилий. Кроме того, возрастная деформация м
ожет проявляться в стремлении преподавателя «лепить» каждого студента
по своему обра¬зу и подобию, не отдавая себе отчета в том, что он стал
преподавателем именно потому, что был одним из лучших студентов. Тепе
рь он предъявляет к студентам повышен¬ные требования, ожидая от каждог
о проявления тех же способностей, которыми сам обладал в его возрасте.
Обна¬руживается возрастная деформация и в том, что зрелые преподавате
ли, имея собственных детей студенческого возраста, нередко переносят с
пособ взаимодействия с ними на своих учеников, обращаясь с ними, как с
детьми. Это может рассматриваться студентами, считающими себя взрослы
ми людьми, как недостаточно тактичное пове¬дение.
Профессиональная деформация может возникать как следствие давления пов
торяемости — необходимости мно¬гократного воспроизведения одного и тог
о же курса лек¬ций, практических или лабораторных занятий. В этом случ
ае наблюдается возникновение речевых и мыслитель¬ных стереотипов, что
и ведет к «окостеневанию» курса. Такой отработанный курс читать препод
авателю легко, поскольку он весь управляется автоматически и не загру¬
жает сознания читающего, но неинтересно, и у препода¬вателя понижается
уважение к себе, падает самооценка и растет тревожность. Эмоциональна
я привлекательность
416
педагогического труда в связи с этим может с годами по¬нижаться, что и
ногда приводит к потере интереса к пре¬подаванию и, следовательно, к п
отере мастерства. Для того чтобы избежать деформирующего влияния много
¬кратного повторения одних и тех же ответов, на консуль¬тациях перед э
кзаменами можно использовать фоноконсультации. Преподаватель разрабаты
вает в течение учеб-ного года и записывает на магнитофонную ленту два-
три наиболее трудных для студентов вопроса. Фоноконсультации оказывают
существенную помощь в период подго¬товки к экзаменам, например, их ак
тивно используют пре-подаватели Политехнического института в Тольятти.
Для предупреждения симптомов профессиональной де¬формации полезно не т
олько ежегодно обновлять содер¬жание или форму изложения материала, но
и регулярно использовать особую форму обратной связи с аудито¬рией —
рейтинг. Рейтинг — это оценка качества работы преподавателя студентами
. Для проведения рейтинга сту¬дентам раздают анкеты и просят ответить
на ряд содер¬жащихся в них вопросов. Вот несколько вопросов из такой а
нкеты.
Считаете ли Вы, что Ваш преподаватель хо¬рошо знает свой предмет? Счит
аете ли Вы, что предмет свой он знает, но не умеет излагать? Считаете
ли Вы, что он излагает свой предмет слишком сложно (слишком по¬пулярно
)? Хотели ли бы Вы, чтобы количество часов по этому курсу было увеличе
но (уменьшено)? После обра¬ботки анкет обобщенные неперсонифицированны
е резуль¬таты сообщаются только самому преподавателю. Такая обратная с
вязь позволяет не только поддерживать пре¬подавание на определенном ур
овне, но и непрерывно совершенствовать лекторское мастерство.
Куратор и двойная адаптация студента
Одна из граней профессиональной деятельности пре¬подавателя — активное
общение со студентами в процессе их воспитания. Обеспечить эту работу
наряду с общест¬венными организациями призван институт кураторов. Пе¬
ред кураторами поставлены следующие задачи. Изучение индивидуальных ос
обенностей студентов для оказания им помощи в планировании индивидуаль
ного развития; уско¬рение формирования из академической группы сплочен
¬ного работоспособного коллектива; создание климата свободы и доверия,
позволяющего студентам свободно об¬суждать с куратором личностно знач
имые ситуации. Все эти задачи прежде всего предполагают умение куратор
а общаться — быть открытым, тактичным, расположенным, способным к эмпа
тии.
417
Для выявления актуальных проблем кураторской ра¬боты нами было проведе
но исследование на факультетах повышения квалификации преподавателей Л
енинградско¬го политехнического института им. М. И. Калинина и Ленингр
адского государственного университета имени А. А. Жданова. В процесс
е анализа мнений преподавате¬лей выявились те позиции, с которых содер
жание кура¬торской работы кажется различным. Наиболее независи¬мыми (н
ескоррелированными) оказались следующие пози¬ции: студента I—II курсов
— иногороднего неуспеваю¬щего; студента IV—V курсов — местного успева
ющего.
Затем 120 преподавателям и 120 студентам четвертого курса было предлож
ено развернуто ответить на вопрос: «Что бы вы сказали о кураторе и его
работе, с позиции каждой из этих ролей?» Из индивидуальных ответов со
¬ставлены суммарные описания.
С точки зрения студента I—II курсов, куратор мог бы: организовать допо
лнительные консультации; помогать разрешать конфликты с преподавателям
и; способствовать налаживанию быта и питания студентов; настаивать на
поселении в одну комнату студентов из одной группы; по¬могать организа
ции эффективных самостоятельных заня¬тий группы и совместного отдыха;
консультировать по рациональным методам работы с учебным материалом. Д
ля этого куратор должен иметь не только желание по¬могать студентам, н
о и умение сблизиться со студентами, разбираться в их индивидуальных и
личностных особен¬ностях. Но, к сожалению, куратор часто лезет в душу
, когда не просят, его не найти, когда очень нужно с ним посоветоватьс
я; по всякому поводу он вместо дела читает скучные нотации; кураторски
й час — просто потеря вре¬мени.
С точки зрения студента IV курса: без куратора можно было бы и обойтис
ь (зачем великовозрастным сту¬дентам няня?), но кое в чем все-таки мож
но использовать его опыт.
418
Он мог бы приобщить к научной работе, поре¬комендовать тему работы и н
аучного руководителя, по¬мочь советом в подготовке к дальнейшей профес
сиональной работе, способствовать в распределении. Но препо¬даватели,
выполняющие эту обязанность, не умеют управ¬лять группой, не имеют нео
бходимых психологических знаний, из них не подбирают специально только
тех, кто имеет расположенность к такой деятельности, и практи¬чески н
е готовят к этой работе. Вследствие этого боль¬шинству из них очень тр
удно находить общий язык со сту¬дентами и они не испытывают должного у
довлетворения от этих обязанностей. Уже из приведенных описаний видно
многообразие психологических проблем, стоящих перед кураторами.
Сначала обратимся к некоторым аспектам адаптации студентов в вузе. При
выкание студента затрудняется прежде всего несовпадением способов преп
одавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лек¬ций, из
лагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля,
вначале может отрицательно вли¬ять на успеваемость и на самочувствие с
тудентов, и неред¬ко ведет к разочарованию и потере уверенности в свои
х силах. Приспособление замедляет и смена бытовых усло¬вий, поэтому ос
обенно трудна адаптация для иногородних студентов.
Слишком тесное общение, возникающее в связи с по¬селением в общежитие,
нередко приводит к определенным психологическим трудностям. Нарастани
ю напряженности в отношениях и конфликтам способствует высокая пред-ск
азуемость поведения соседей по комнате. Определенная доля новизны исче
рпывается уже через несколько меся¬цев, и если не происходит дружеског
о сближения, нега¬тивные стороны совместного проживания могут начать о
бостряться. Можно наметить несколько возможных путей коррекции труднос
тей в общении. Во-первых, куратор мо¬жет помочь студенту отчетливо осо
знать тот факт, что в возникшем конфликте никто не виноват и для норма
-лизации ситуации полезно сохранение некоторой дистан¬ции, обеспечиваю
щей достаточную информативность об¬щения, во-вторых, обратить его вним
ание на целесообраз¬ность предъявления повышенных требований прежде вс
его к себе, а уж потом к соседям по комнате, в-третьих, способствовать
понижению претензий студента на то, что¬бы все общались с ним столько
, сколько ему хочется.