СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
203
Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоци
й, не менее важно не задавить поло¬жительные, ведь именно положительны
е эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей че¬ло
века. Некоторые родители задаривают детей большим количеством дорогих
и красивых игрушек. И когда их много, дети теряют радость обладания им
и, перестают их ценить и беречь — все можно бросить, сломать. Из таког
о безразличного и безответственного отношения к иг¬рушкам формируется
пренебрежительное отношение к ве¬щам как предметам человеческого труда
: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные
вещи.
Родители, и особенно бабушки и дедушки, часто не¬вольно тормозят разви
тие детей, лишая их радости само¬стоятельных открытий в играх. Они заб
ывают, что дети предпочитают маленькие и невыразительные игрушки — их
проще приспособить к разным играм. Большие, выпол¬ненные натуралистиче
ски игрушки очень мало способст¬вуют развитию воображения. Дети интенс
ивнее развива¬ются и получают значительно больше удовольствия, если од
на и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль ло
шадки, и еще много других функций. В книге Л. Кассиля «Кондуит и Швамб
рания» дано яркое описание отношения детей к игрушкам: «Точеные лаки¬р
ованные фигурки представляли неограниченные возмож¬ности использования
их для самых разнообразных и за¬манчивых игр... Особенно же были удоб
ны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать
за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный гор¬шок на подставк
е и за архиерея». [123, с. б].
Ребенок более эмоционален, чем взрослый. Последний умеет предвидеть и
может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявлени
е эмоций, коль скоро это зависит от волевого контроля. Беззащитность,
недо-статочный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способст
вуют эмоциональной неустойчивости у детей. Попутно отметим, что у дете
й воля может проявляться в виде негативизма — непослушания, неповинове
ния, от-рицания. Лишь при более высоком развитии она выступает как стр
емление к цели. Понимание этого требует от роди¬телей быть более терпи
мыми к негативизму детей. Круг факторов, вызывающих у человека эмоцион
альное воз-
204
буждение, с возрастом расширяется. Более разнообразны¬ми становятся сп
особы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных
реакций, вызванных кратковременным раздражением.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительн
ым движениям, мимике, изменению голоса и т. п. Выразительные движения
частично врождены, частично развиваются социально — путем подра¬жания.
Получены доказательства врожденности некото¬рых проявлений эмоций. Ус
тановлено, что у маленьких детей — слепых и зрячих — мимика одинакова.
Например, поднятие бровей при удивлении представляет собой ин¬стинкти
вный акт и встречается и у слепорожденных. Од¬нако с возрастом мимика
зрячих становится более выра¬зительной, в то время как у слепорожденны
х она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельству
ет о ее социальной регуляции. В каждом обществе сущест¬вуют нормы выра
жения эмоций, отвечающие представле¬ниям о приличии, скромности, воспи
танности. Избыток мимической, жестикулятивной или речевой выразитель¬н
ости может оказаться свидетельством недостатка воспи¬тания и как бы по
ставить человека вне его круга. Воспи¬тание учит, как проявлять эмоции
и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, ко
торое понимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, х
олодность, чопорность, невозмутимость.
Стресс и его особенности
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает ком¬плексную физиологическу
ю реакцию — стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разн
ого рода — хо¬лод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое —
организм отвечает не только защитной реакцией на дан¬ное воздействие,
но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того,
какой именно раздра¬житель действует на него в данный момент. Важно по
д¬черкнуть, что интенсивность развивающейся адаптацион¬ной активности
зависит не от физической силы воздейст¬вия, а от личностной значимости
действующего фактора. Стресс — комплексный процесс, он включает непре
менно и физиологические и психологические компоненты. С по¬мощью стрес
са организм как бы мобилизует себя целиком
205
на самозащиту, на приспособление к новой ситуации приводит в действие
неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление возд
ействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стрессе ум
еренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свой
ств — улучшении внимания (объема и устойчивости), в повышении заинтере
сованности чело¬века в достижении поставленной цели, в положительной э
моциональной окраске процесса работы, в сдвиге сома-тических показател
ей в сторону интенсификации.
Автор теории стресса Селье [238] определяет его как совокупность стере
отипных, филогенетически запрограм¬мированных неспецифических реакций
организма, пер¬вично подготавливающих к физической активности, т. е. к
сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает
условия наибольшего благоприят¬ствования в борьбе с опасностью. Слабые
воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда в
лияние стрессора превосходит приспособительные воз¬можности человека.
При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные г
ормоны. Под их воз¬действием изменяется режим работы многих органов и
си¬стем организма, например учащается ритм сердца, повы¬шается свертыв
аемость крови, изменяются защитные свой¬ства организма. Организм подго
товлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем при
спосо¬биться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение
стресса.
Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические, как ре
ально действующие, так и вероят¬ные. Человек реагирует не только на де
йствительную фи¬зическую опасность, но и на угрозу или напоминание о н
ей. Психическими стрессорами являются необходи¬мость принятия особо от
ветственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии
поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, кон¬фликты.
Индивидуальная выраженность стресса опреде¬ляется в значительной мере
осознанием человеком своей ответственности за себя, за окружающих, ег
о установкой на свою роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возн
икает перераспределение резервов организма. Реше¬ние главной задачи об
еспечивается за счет второстепен¬ных задач. Нередко в тяжелой стрессов
ой ситуации чело-
206
век ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое сост
ояние, принимает точные и ответст¬венные решения, однако при этом его
адаптационный ре¬зерв снижается и вместе с тем повышается риск подвер-
гнуться различным заболеваниям.
Установлена прямая зависимость силы эмоциональ¬ного напряжения и часто
ты пульса как следствия измене¬ния степени ответственности человека [2
42]. Интересно в этом плане, что перед выходом корабля на лунную ор¬би
ту сердце у американского астронавта Бормана билось с частотой 130 уда
ров в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта —
Армстронга — до¬стиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77, а при обна
¬ружении неисправности энергосистемы пульс у Эрвина составлял 180 удар
ов в минуту [241]. Можно было пред¬положить, что это опасность вызывае
т такую реакцию. Но это не так, поскольку во время спуска советского л
уно¬хода с посадочной площадки частота пульса у членов на¬земного экип
ажа также резко повысилась и достигла 130—135 ударов в минуту, хотя ни
какой опасности для их жизни не было [241]. Скорее всего такую реакцию
вы¬зывала ответственность. У переводчиков-синхронистов при работе в о
собо ответственных условиях частота сер¬дечных сокращений подчас дости
гает 160 ударов в минуту, здесь уже не приходится говорить о личной оп
асности (было установлено, что даже значительная физическая нагрузка н
е приводит у них к учащению пульса выше 145 ударов в минуту [51]). Мож
но привести много анало¬гичных примеров. Так, учащение пульса у финанс
овых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответств
енности — при счете банкнот малого или большого достоинства. При посад
ке самолета в неблагоприят¬ных условиях частота пульса нарастает у тог
о пилота, ко¬торый принимает решение о посадке, хотя степень опас¬ност
и и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. Еще од
ин пример — менее острая си¬туация. Измеряли пульс у 30 тренеров футбо
льных ко¬манд (24—50 лет) при помощи телеметрического контроля за пять
минут до соревнования и во время игры их команд. За пять минут сердце
биение у них повышалось в среднем на 42 удара в минуту, а во время игр
ы — на 63 удара. Частота пульса тренера всегда превышала частоту пульс
а любого игрока на поле
207
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая — реа
кция тревоги — это фаза мобилиза¬ции защитных сил организма, повышающа
я устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздей¬ствию.
При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на перво
й фазе стресса он справ¬ляется с нагрузкой еще с помощью функционально
й мо-билизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу
первой фазы отмечается повышение работо¬способности. Физиологически о
на проявляется, как пра¬вило, в следующем: кровь сгущается, содержание
ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосф
атов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. Вслед
за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адапт
ационных резервов организма — стабилизация. Все параметры, вы¬веденные
из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом о
беспечивается мало отличаю¬щееся от нормы реагирование, все как будто
бы налажи¬вается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с
ограниченностью резервов организма неизбежно насту¬пает третья стадия
— истощение [238]. На второй и треть¬ей фазах организм, исчерпав свои
функциональные ре¬зервы, включает структурные перестройки. Когда их уж
е недостает, возникает истощение.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя
избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вк
ус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирую
щее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые в
оздействия не должны превышать приспособительные возможности человека,
ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заб
о-левания — соматические или невротические. Остановимся немного подроб
нее на том, почему это происходит. Раз¬личные люди реагируют на одинак
овые нагрузки по-раз¬ному. У одних людей реакция активная — при стресс
е эффективность их деятельности продолжает расти до не¬которого предел
а («стресс льва»), а у других реакция пас¬сивная, эффективность их дея
тельности падает сразу («стресс кролика») [53].
Характер реакции тесно связан с возникающими вслед¬ствие стресса забол
еваниями. Обобщение клинических