СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(2) "Часть" может иметь только обусловленные отношения со своим "целым
": облако может указывать, что мы промокнем, если не войдем под крышу;
обнаженный клык может быть началом атаки, которая будет завершена, ес
ли не будут выполнены определенные условия.
(3) "Часть" может быть полностью отделена от целого, чьим референтом о
на является. Обнаженный клык в данный момент может упоминать атаку, ко
торая, если она состоится, будет включать новое обнажение клыков. Тепе
рь "часть" стала подлинным иконическим сигналом.
(4) С момента возникновения подлинных иконических сигналов (что не обя
зательно должно было случиться через вышеупомянутые шаги 1, 2 и 3) отк
рываются возможности для многих других путей эволюции:
a) "часть" может стать более или менее цифровой, т.е. величины внутри
нее больше не ссылаются на величины внутри того целого, чьим референто
м она является. Но это может, например, способствовать улучшению отнош
ения сигнал/шум;
b) "часть" может принять специальное ритуальное или метафорическое зна
чение в тех контекстах, в которых исходное целое, на которое она когда
-то ссылалась, больше не релевантно. Игра взаимного вылизывания между
собакой-матерью и щенком, когда-то следовавшая за кормлением щенка, мо
жет стать ритуалом принятия в стаю. Кормление птенца может стать ритуа
лом ухаживания и т.д.
Следует отметить, что во всех этих последовательностях, чьи ответвлени
я и варианты здесь только упомянуты, коммуникация животных ограничивае
тся сигналами, производными от действий самих животных, т.е. частями э
тих действий. Как уже отмечалось, внешняя вселенная избыточна в том см
ысле, что полна сообщений типа "часть вместо целого", и, возможно, по
этой причине этот базовый стиль кодирования характерен для примитивной
коммуникации животных. Однако в той степени, в какой животные вообще
способны подавать сигналы о внешней вселенной, они делают это посредст
вом действий, являющихся частью их отклика на эту вселенную. Галки пок
азывают друг другу, что Лоренц - "поедатель галок", не посредством сим
уляции какой-то части акта поедания галок, а посредством частичной сим
уляции своей агрессии по отношению к такому существу. Время от времени
для коммуникации используются актуальные фрагменты внешней среды - ку
сочки материала, потенциально пригодного для строительства гнезда, "тр
офеи" и тому подобное, но и в этих случаях сообщения, как правило, при
вносят избыточность скорее во вселенную "сообщение плюс отношения межд
у организмами", чем во вселенную "сообщение плюс внешняя среда".
Непросто объяснить в терминах теории эволюции, почему для детерминиров
ания такой иконической сигнализации снова и снова развивался генотипич
еский контроль. С точки зрения человеческого наблюдателя, такие иконич
еские сигналы довольно просто интерпретировать, и мы могли бы ожидать,
что иконическое кодирование будет сравнительно простым для декодирова
ния животными - в той степени, в какой животные должны обучаться делат
ь это. Однако предполагается, что геном не способен к обучению в этом
смысле, и мы могли бы, следовательно, ожидать, что генотипичес-ки дете
рминированные сигналы будут скорее неиконическими (aniconic), т.е. про
извольными.
Можно предположить три возможных объяснения иконической природы геноти
пических сигналов.
(1) Даже генотипически детерминированные сигналы появляются в жизни фе
нотипа не в качестве изолированных элементов, а как необходимые компон
енты сложной матрицы поведения, которая по меньшей мере отчасти являет
ся выученной. Возможно, что иконическое кодирование генотипически дете
рминированных сигналов упрощает их ассимиляцию в эту матрицу. Может су
ществовать экспериментальный "учитель", выборочно действующий в направ
лении благоприятствования тем генотипическим изменениям, которые дают
путь скорее иконической, чем произвольной сигнализации.
(2) Сигнал агрессии, ставящий сигнальщика в положение готовности к ата
ке, возможно, имеет большую ценность для выживания, чем имел бы более
произвольный сигнал.