СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Что же известно о механизмах, осуществляющих фильтрацию? Большую роль
в организации предвнимания играет периферическая настройка органов чув
ств. При¬слушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сто
рону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную
перепонку, повышая ее чувстви¬тельность. При очень сильном звуке натяж
ение барабан¬ной перепонки изменяется, приводя к ослаблению передачи ч
резмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачк
а устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания
в моменты наивысшего внимания также облегчает прислушивание. Присматри
¬ваясь, человек производит целый ряд операций: конверген¬цию (сведение
осей) глаз, фокусировку хрусталика, изменение диаметра зрачка. Если н
еобходимо видеть боль¬шую часть сцены, то фокусное расстояние укорачив
ается, когда интересны детали, оно удлиняется, соответствующие части с
цены выделяются и становятся свободными от влия¬ния побочных деталей.
Находясь в фокусе, выделенный участок лишается, таким образом, контекс
та, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окру
жение (контекст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участо
к может приобретать разное зна¬чение в зависимости от цели или установ
ки наблю¬дателя.
Однако в основе избирательности внимания лежат не только процессы пери
ферической подстройки органов чувств, но и центральная настройка. Импу
льсы, идущие из центра к периферии по слуховому или зрительному
56
нерву, могут избирательно управлять чувствительностью воспринимающих в
ходов. Так, например, Бродбент [328] считает, что для предвнимания хар
актерно постоянное снижение чувствительности по отношению к часто встр
е¬чающимся комбинациям признаков. П. Я. Гальперин [74] обобщил предста
вления о центральных механизмах внима¬ния. Моторные теории внимания он
объединил в первую группу. В них внимание рассматривается как результ
ат двигательного приспособления, улучшающего восприятие предмета. Осно
вополагающим для этой точки зрения яв¬ляется тот факт, что каждое восп
риятие связано с каким-либо движением и, воспроизведя это движение, че
ловек сообщает восприятию дополнительную интенсивность.
Во вторую группу отнесены теории, делающие акцент на ограничении объем
а внимания, поэтому более «силь¬ные» представления вытесняют из него б
олее «слабые». С этой точки зрения более «сильными» будут те представ¬
ления, к которым добавляется воспоминание сходного опыта. Сила предста
вления в конце концов определяется сложением интенсивности внешнего ра
здражения и актив¬ности той части прошлого опыта, которая присоединяет
ся к нему по ассоциации. Отсюда, в частности, берет свое происхождение
известная педагогическая рекомендация: для лучшего усвоения нового ма
териала, для его «усиле¬ния» желательно призвать на помощь «сходные ча
сти» прошлого опыта.
Третью группу составляют теории, связывающие вни¬мание с мотивацией: п
ривлекает внимание то, что связано с интересами человека; это и сообща
ет объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается
яс-ность и отчетливость восприятия. Так, ученый, изучающий данную кон
кретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь
, но связанную с этой про¬блемой, которая ускользнет от другого челове
ка, не прояв¬ляющего интереса к этому вопросу.
Физиологический аспект перечисленных теорий связан с рассмотрением вни
мания как результата дополнительно¬го нервного возбуждения, исходящего
из высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия. Е
го динамика представляется следующим образом: на¬встречу возбуждению,
поступающему от органов чувств, центральная нервная система посылает с
игналы, которые избирательно усиливают некоторые стороны внешнего раз-
57
дражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. В ча
стности, А. А. Ухтомский [272] считал, что возбуждение распространяетс
я по нервной системе не¬равномерно, и каждый вид деятельности при опре
деленной частоте повторения и значимости может создавать очаги оптимал
ьного возбуждения, которые приобретают домини¬рующий характер. Эти дом
инантные очаги отличаются особой способностью аккумулировать возбужден
ие и дли¬тельно его удерживать. Отсюда проясняется механизм возникнове
ния преобладающих интересов: доминантные очаги не только тормозят друг
ие очаги возбуждения в коре мозга, но и приобретают способность усилив
аться под влиянием возбуждений, посторонних для данного вида деятельно
сти.
Во всех перечисленных группах представлений можно выделить общий и оче
нь важный принцип — возникнове¬ние в центральной нервной системе допол
нительного воз¬буждения, усиливающего восприятие конкретного объек¬та
— привлечение к нему внимания. В одном случае это дополнительное возбу
ждение порождается импульсами от мышц при повторении ряда движений, в
другом — определяется воздействием сходного прошлого опыта, в третьем
— связано с системой интересов личности и эмо¬циональным настроением ч
еловека. Уделять внимание — значит воспринимать некоторую вещь с помощ
ью вспомо¬гательных механизмов. Внимание всегда предполагает не¬скольк
о физиологических и психологических вставок (раз¬личной природы и разн
ого уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкре
тное.
Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, а
нализ окружающей среды. По¬скольку ощупывание сразу всей среды невозмо
жно, выде¬ляется ее часть— поле внимания. Это та часть среды, которая
охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания
можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифиц
и-руя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на
другие части, человек может достичь полного анализа среды.
Характеристики внимания
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: ус
тойчивость, концентрацию, распре¬деление, переключаемость и предметнос
ть.
Устойчивость — это длительность привлечения вни¬мания к одному и тому
же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться перифер
ическими и цент¬ральными факторами. Устойчивость, определяемая пери¬фе
рическими факторами, не превышает 2—3 секунд, после чего внимание начи
нает колебаться. Но устойчивость существенно повышается, если человек
активно взаимо¬действует с объектом, рассматривает его и изучает, а не
просто смотрит на него. Устойчивость центрального вни¬мания может сос
тавлять значительно больший интервал — до нескольких минут. Понятно, ч
то колебания перифери¬ческого внимания при этом не исключаются, но оно
воз-вращается все время к одному и тому же объекту. При этом длитель
ность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна [
230], зависит от воз¬можности постоянно раскрывать в объекте новое сод
ер¬жание. Можно сказать, что, чем интереснее для нас объект, тем устой
чивее будет наше внимание. Устойчи¬вость внимания тесно связана с его
концентрацией.
Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением
интенсивности сигнала при огра¬ниченности поля восприятия. А. А. Ухтом
ский [272] пола¬гал, что избирательность и концентрация внимания связа
¬ны с особенностями функционирования доминантного оча¬га, в частности,
концентрация является следствием воз¬буждения в доминантном очаге при
одновременном тормо¬жении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением понимают субъективно пережи¬ваемую способность чело
века удерживать в центре внима¬ния определенное число разнородных объе
ктов одновре¬менно. Именно это качество дает возможность совершать сра
зу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о ф
еноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делат
ь одновременно семь несвязанных между собой дел. Известно также, что Н
аполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных
дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, ч
то одновременно про-
59
текает только один вид сознательной психической дея¬тельности, а субъе
ктивное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстром
у последователь¬ному переключению с одной на другую. Еще работами Вунд
та [67] показано, что человек не может сосредоточить внимание на двух
одновременно предъявляемых раздра¬жителях, распределение внимания факт
ически осу¬ществляется быстрым его переносом. Иногда создается впечатл
ение, что человек осуществляет два вида деятель¬ности одновременно. На
самом деле в таких случаях один из них настолько автоматизирован, что
не требует к себе внимания. Но если этого нет, то совмещение невоз¬мо
жно. Например, нетренированного человека, иду¬щего по гимнастическому
бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу,
— он не сможет это выполнить, в то время как опытный гимнаст легко спр
авлялся с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыс
лительных операций. Таким образом, распределение внимания, по существу
, является обратной стороной его переключаемости.
Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятель
ности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда с
опровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волев
ым усилием. Иногда человек, глубоко сконцентриро¬ванный на внутренней,
особо важной для него задаче, подсознательно пытается избежать этих у
силий и не пере¬ключается с этой задачи на внешние раздражители. Важ-н
ую роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе таког
о известного и широко распространенно¬го явления, как рассеянность, ко
торая сводится по преиму¬ществу к плохой переключаемости.
Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянос
ть часто является оборотной сто¬роной максимальной собранности и сосре
доточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои
мысли, что при столкновении с житейскими мело¬чами не переключаются и
могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода.
Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А.
П. Бородина [190], Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, о
н стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него за
втра лекция,