СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
505
проводит предварительные беседы, и, как правило, эти слушатели дают с
огласие публично отстаи¬вать свою позицию на предстоящей конференции.
В день конференции, в торжественной обстановке, лектор знакомит слушат
елей с обобщенными результа¬тами анализа их работ, благожелательно оце
нивая все изложенные в работах позиции, отмечая их продуктив¬ность, ис
кренность, новаторский дух, оригинальность и т. д. В процессе этого вы
ступления он старается все¬ми возможными приемами снять у участников к
онфе¬ренции избыточную тревожность, настороженность, ско¬ванность, стр
ах оценки, повышенный самоконтроль.
Вступительная речь выполняет две функции: явная — выделить безусловный
и действительно ценный опыт слу¬шателей для дальнейшего развития данн
ого курса лекций, неявная — включить элементы активного метода, осущес
т¬вить погружение, расслабить, раскрепостить, пробудить творческую акт
ивность. После того, как аудитория приш¬ла в рабочее настроение, лекто
р готовит ее к мозговому штурму, приглашая авторов наиболее радикальны
х мне¬ний выступить и тем самым обострить дискуссию. Эле¬менты деловых
игр проявляются спонтанно, так как обыч¬но выявляется группа «критико
в», которая не согласна практически ни с чьим мнением и иногда даже с
собст-венным. Здесь усилия ведущего лектора направляются на повышение
аргументированности и конструктивности критических выступлений, позвол
яющих вылущить рацио¬нальное зерно, а также на доброжелательность крит
ики. Как при всякой мозговой атаке, акцент делается на развитие у учас
тников дискуссии восприимчивости к сов¬ременным социальным позициям и
творческому отноше¬нию к нововведениям в преподавательском труде, на п
реодолении профессиональной деформации. Ведущий обсуждение побуждает к
аждого выступающего аргу¬ментировать свое мнение фактами и примерами к
онкрет¬ных ситуаций из своей практики.
506
В ходе конференции участники не только проясняют свои представления по
ряду кардинальных проблем на базе всех сведений, полученных ими на ле
кциях, но и наглядно убеждаются в том, что, не сосредоточиваясь на нед
остатках и используя активные методы, можно содержательно и конструкти
вно обсудить проблему, под¬нять уверенность в своих возможностях. Обсу
ждая с лектором итоги конференции, преподаватели неизменно от¬мечают,
что она помогает улучшить их настроение и зак¬репить знакомство и проч
ные профессиональные связи с коллегами.
* * *
Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, яв
ляется то, что обучение прово¬дится в ситуациях, максимально приближен
ных к реаль¬ным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель
деятельности, а не в средства, во-вторых, осу¬ществляется не только с
ообщение знаний, но и обучение умениям практического использования, чт
о, в свою оче-редь, требует формирования определенных психологичес¬ких
качеств специалистов, и, наконец, в-третьих, орга¬низуется формирован
ие новой, качественно иной установ¬ки на обучение в эмоционально насыщ
енном процессе коллективного творческого труда.
Какие же психические качества развивают отдельные методы? Метод конкре
тных ситуаций направлен на со¬вершенствование аналитических граней мыс
лительного процесса, способность понимать, доопределять и решать реаль
ные, не очищенные практические задачи с учетом не только научно-технич
еской информации, но и социаль¬но-психологических компонентов ситуации
.
Метод инцидента, отталкиваясь от понимания специ¬фики возрастных измен
ений психики, ориентирован на эффективное преодоление возрастной и лич
ностной инер¬ционности психических процессов для повышения эф¬фективно
сти принимаемых решений в эмоционально на¬пряженных, стрессовых ситуац
иях.
Тренировка чувствительности, опираясь на знания о механизмах эмоций, р
азвивает умение управлять соб¬ственным стилем поведения и эмпатию — во
сприимчи¬вость к эмоциональному состоянию других людей как способность
к преодолению их психологической защиты, к сопереживанию, к учету мот
ивов их поведения. Таким образом, этот метод улучшает и облегчает межл
ичностное общение, вырабатывая умение оптимально мотивировать и стимул
ировать человека к деятельности.
507
Мозговая атака как метод направлена на активизацию творческой мысли п
утем изменения внутренней установки и создания повышенной уверенности
в своих силах с по¬мощью прямой инструкции, а также поддержки, сочув¬с
твия и одобрения всех участников. Метод базируется на глубинном понима
нии механизма мыслительных процессов и способствует как преодолению ст
ереотипов мышления, так и преодолению социальных предрассудков.
Деловые игры, обеспечивая максимальную эмоцио¬нальную и практическую в
овлеченность в конкретную игровую ситуацию, создают принципиально новы
е воз¬можности в обучении, позволяя радикально сократить время накопле
ния собственного социального опыта, и вы¬рабатывают особое отношение к
о времени, развивают предусмотрительность в стратегии поведения, преоб
разуют обобщенные знания в значимые личностно и способствуют развитию
организаторских навыков у специалистов.
Метод погружения преодолевает (обходит) традицион¬но упроченную устано
вку на обучение как на тяжкий труд, порождающую падение самооценки и и
нициативы, и как следствие,— продуктивности обучения. Достигается этот
эффект рядом приемов, главным из которых является включение различных
форм внушения. Они создают ре¬лаксацию и наиболее благоприятные услов
ия для поддер¬жания непроизвольного внимания, и особенно периферий¬ног
о внимания, а также непроизвольного и ассоциатив¬ного запоминания мате
риала путем преднастройки опре¬деленных зон памяти при погружении в ко
нкретную си¬туацию. Этот метод обеспечивает всевозрастающую уве¬реннос
ть человека в своих силах и облегчает ему переход от обучения к самооб
учению.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.