СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
109
Поскольку сон защищает нас от перенапряжения и перевозбуждения, то лу
чший способ избавиться от тяжелого беспокойства или значительно уменьш
ить его — это выспаться. Винер называл сон «непатологическим очище-ние
м». Наблюдения показали, что если введено правило, по которому жалобы
можно подавать только на второй день после происшествия, то количество
поданных жалоб уменьшается на 60%. Такой эффект, возможно, объясняет¬
ся тем, что после ночного сна человек меньше возбужден и способен боле
е разумно отнестись к возникшему кон¬фликту.
В последние годы много писали о способе обучения во время естественног
о сна — гипнопедии [234, 392]. Как представить себе механизм этого спо
соба обучения и про¬никновения новой информации в мозг спящего человек
а? Мы уже отмечали, что обработка информации во сне носит фазный, пери
одический характер и медленный сон связан с переводом информации из пр
омежуточной памяти в кратковременную. Поскольку эта фаза сопровождаетс
я отклю¬чением памяти от приема информации извне, то обучение в этой ф
азе маловероятно. Быстрый сон сопоставляется с переводом информации в
структуры долговременной памяти. В этой фазе кратковременная память ос
вобожда¬ется, и в нее может быть введена информация либо из промежуточ
ной памяти, либо из внешней среды. В послед¬нем случае может происходи
ть обучение, при этом на дол¬говременное хранение будут передаваться н
е накоплен¬ные в предыдущий день сведения из промежуточной па¬мяти, а
только что введенные. Перевод процессов обра¬ботки информации на новые
рельсы может приводить к тому, что обычной продолжительности ночного
сна не хватит на обработку всей информации, накопленной за предыдущий
день. Обучение во сне при большой инфор¬мативной нагрузке днем может п
риводить к накоплению усталости и таким тяжелым последствиям, как невр
оз. Таким образом, с одной стороны, действительно можно ввести в памя
ть информацию и во сне. Мало того, она вводится практически без помех,
фона, смешения с други¬ми событиями дня и без личностных, не всегда п
оложи¬тельных оценок, т. е. при весьма благоприятных условиях. С друго
й стороны, нежелательно прибегать к этому виду обучения без особой нео
бходимости, поскольку, как было показано, во время ночного сна происхо
дит очень важная
110
и совершенно необходимая для нормального самочувствия человека обработ
ка информации. Поэтому не следует рассматривать обучение во сне как пе
рспективный метод, а только как возможность обучения в особых обстоя-т
ельствах.
Оперативная промежуточная память страдает при не¬досыпании —человек по
мнит старую информацию, но с трудом вспоминает содержание новых сообще
ний. Сон — очень чувствительный процесс, он связан с механизмами психо
логической защиты, поэтому потребность во сне у людей с повышенной чув
ствительностью большая.
Существенна непрерывность сна, многократно преры¬ваемый сон не приноси
т должного чувства отдыха, по¬скольку нарушается нормальная структура
фаз сна (соот¬ношение фаз). Хроническое утомление хорошо знакомо матер
ям с грудными детьми и всем, кто по роду профес¬сиональной деятельност
и имеет дробный сон, хотя общая продолжительность сна у них может даже
превосходить норму. Полезно согласовывать распорядок сна и бодрство¬в
ания с динамикой своих физиологических ритмов. С этой позиции всех люд
ей можно грубо разделить на две группы: сов и жаворонков. Жаворонками
называют тех, кто рано и легко встает поутру, имеет большую работоспос
обность утром и в первую половину дня, а совами — тех, кто просы¬паетс
я и встает утром с трудом, имеет лучшую работо¬способность вечером и д
аже ночью. Учет индивидуальной динамики сна позволяет эффективнее расп
ределять на¬грузку в течение рабочего дня и уменьшить психологическую
напряженность.
Обычно при нормальном сне, как уже говорилось, про¬исходит общее рассл
абление, расслабляются мышцы, сер¬дечный ритм замедляется, а дыхание с
тановится глубже. У страдающих бессонницей не наблюдается релаксации,
и поскольку они не могут расслабиться, они ближе к со¬стоянию бодрство
вания. Как следует из рассмотренного, засыпанию способствует уменьшени
е потока поступающих в мозг импульсов, что может быть достигнуто и с п
омощью полноценного мышечного расслабления — релаксации. Она позволяет
научиться быстро засыпать и полноценно спать, а также оказалась полез
ной не только людям с нарушениями сна, но и лицам, которые в связи с о
собенностями профессии вынуждены спать короткими интервалами и в проме
жутках интенсивно работать [395].
111
Долговременная память
Информация, накопленная в течение дня в промежу¬точной памяти, поступа
ет в долговременную память после преобразования в кратковременной памя
ти. Долговремен¬ная память, в отличие от других видов памяти, практи¬ч
ески не ограничена по объему и времени сохранения. Несмотря на эти цен
ные качества долговременного хра¬нилища, человек часто не получает дос
тупа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. До
ступность информации определяется в значительной ме¬ре организацией хр
анения. Память — не стационарное хранилище информации. Она включает уп
равляющие про¬цессы, влияющие на восприятие. Непрерывность восприя¬тия
обеспечивается схемами предвосхищения, которые формируются и хранятся
в памяти. Каждый цикл восприя¬тия включает в себя гипотезу, предвосхи
щение с помощью памяти некоторой конкретной информации, обследование р
еальной картины, выделение в ней значимых компонен¬тов и, наконец, кор
ректировку исходной схемы.
Здесь следует провести разграничение между двумя типами долговременног
о хранения. К первому хранилищу человек имеет произвольный доступ, там
информация непрерывно преобразуется (обобщается, группируется, класси
фицируется) в соответствии с целями и решаемыми задачами. По мере обуч
ения и накопления жизненного опыта человек овладевает разнообразными с
пособами организации воспринимаемого материала и тем самым облегчает с
ебе запоминание информации и ускоряет про¬извольный доступ к ней при р
ешении задач. Ко второму хранилищу произвольного доступа нет, и информ
ация хра¬нится в нем непреобразованная — в исходном виде.
Вначале рассмотрим способы организации хранения, способствующие произв
ольному вспоминанию, а затем кратко остановимся на свойствах второго т
ипа хранения.
Исследование факторов, влияющих на скорость реак¬ции, может дать косве
нные данные о структуре связей в долговременной памяти. Обратимся к ан
ализу экспери¬ментов по времени реакции.
При исследованиях скорости реакции испытуемому известны и объекты, на
которые он должен реагировать (класс альтернатив), и действие, сопоста
вляемое каждому объекту. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее
112
отреагировать на предъявленный объект. Это, в свою очередь, зависит от
того, как скоро человек вспомнит, что надо сделать, т. е. произведет
выбор из класса альтерна¬тив, хранящихся в долговременной памяти. Для
человека значима не информация сама по себе, а эффективность действий
и поступков, реализуемых на ее основе. Чем быст¬рее человек отыщет в п
амяти нужную информацию, тем быстрее он сможет реагировать на жизненну
ю ситуацию, поэтому скорость реакции может служить индикатором организ
ованности материала в памяти. Перечислим факто¬ры, от которых зависит
скорость реакции.
Величина класса. Показано, что по мере увеличения числа альтернатив, и
з которых производится выбор, время реакции и число ошибок монотонно р
астут до некоторого предела при условии равновероятности альтернатив [
354]. Вопрос о характере связи между временем реакции и чис¬лом альтер
натив эквивалентен вопросу о том, как идет сопоставление предъявленног
о объекта со следами, нахо¬дящимися в памяти: последовательно с каждым
следом или параллельно со всеми. В первом случае связь должна быть ли
нейной, во втором — нелинейной: время реакции не должно расти с увелич
ением числа альтернатив. В экс¬периментах наблюдаются отклонения от ли
нейной функ¬ции. Там, где испытуемый мог установить связи между объект
ами, соотносимыми с одинаковой ответной реакци¬ей, или найти их общие
признаки, время выбора зависело не от числа альтернатив, а от числа ка
тегорий, объединен¬ных общими признаками. Например, разные альтернатив
ы выступают для человека одинаковыми в случае, когда они названы одним
и тем же именем. Время выбора воз¬растает с увеличением числа альтерн
атив только тогда, когда эти альтернативы не рассматриваются испытуемы
м как входящие в одну категорию.
Сформулирована математическая зависимость времени реакции от числа воз
можных альтернатив (закон Хика):
Т == a log N, где Т — среднее время реакции на один объект, а N — числ
о альтернатив. Линейное возраста¬ние времени реакции наблюдается до оп
ределенного числа категориально различных альтернатив (6—10), затем ро
ст существенно замедляется или прекращает¬ся [354].
Polk audio iw enc lc265Модные кепки на сайте www.youmannequin.com.Полуботинки женские фото еще по теме.