СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Рис. 16. Различие принципов зри¬тельного восприятия правым и ле¬вым по
лушариями мозга. Средняя колонка — фигуры-образцы, предъ-являемые испы
туемым с функцио¬нально отключенным одним полу-шарием; левая колонка —
фигуры, воспроизведенные испытуемыми с отключенным правым полушарием;
правая колонка — с отключенным левым полушарием.
(Из кн.: Гешвинд Н. Специализация человеческого мозга. М., 1982.)
302
Таким образом, правое полушарие более тесно связано с восприятием чувс
твенной информации. Оно, например, имеет прямое отношение к анализу ин
формации, полу¬чаемой человеком непосредственно от своего собствен¬ног
о тела и не связанной с вербально-логическими кода¬ми; обеспечивает пе
реработку вестибулярных, зрительных, слуховых импульсов, поступающих ч
ерез анализаторы и дающих представление о конкретных образах предметов
и их пространственных отношениях. Именно правое по¬лушарие реализует
восприятие интонационных, ритмиче¬ских и регулярных структур всех видо
в. Установление отношений в поле «здесь и теперь» свойственно в больше
й мере правому полушарию, поскольку именно оно обра¬батывает информаци
ю в реальном времени и простран¬стве. Оно одномоментно выявляет структ
урные свойства объекта, дающие целостные представления о простран¬стве
нных отношениях его частей. Отношения, выявляемые левым полушарием, не
ограничены рамками «здесь и теперь».
Интересно, что биологические ритмы особенно сильно нарушаются при пора
жении правого полушария. При этом они перестают синхронизироваться с в
нешними периодическими процессами. Тем самым прослеживается связь прав
ого полушария с восприятием в реальном масштабе времени. Вместе с тем
при обработке инфор¬мации в левом полушарии может происходить деформац
ия реальной временной шкалы: как ее растяжение, так и сжа¬тие. Возможн
о, это отчасти объясняет способность левого полушария к логическому сж
атию, сближению и уста¬новлению воображаемых связей между данными, нах
одя¬щимися в далеких отношениях. Итак, специфика вос¬приятия состоит в
непосредственной для правого полу¬шария и опосредованной для левого с
вязи с внешней средой.
Память каждого полушария у человека имеет свою специализацию, внося ун
икальный вклад в общую функцию. При временном отключении правого полуш
ария сохраняется способность запоминать новый словесный материал, чело
век может повторить ряд слов вслед за тем, как услышал их, и запоминае
т слова надолго. У че¬ловека с временно отключенным левым полушарием
303
память приобретает другие черты, в некотором смысле противоположные: с
пособность запоминать слова наруше¬на, в то же время образная память с
охранена — человек способен запомнить фигуры причудливой формы и через
несколько часов выбрать их среди многих других. Произ¬вольную память
реализует левое полушарие, ответствен¬ное за речь. Как уже говорилось
в разделе о памяти, произвольность памяти определяется самоинструкцией
и большей доступностью слова по сравнению с образом из-за большей одн
означности первого. Поэтому непроиз¬вольное узнавание как следствие ос
обенностей восприятия больше связано с правым полушарием (ведь непроиз
-вольная память детерминирована всей организацией дея¬тельности челове
ка с его целями и способами их дости¬жения), а воспроизведение как сле
дствие особенностей извлечения слов из памяти — с левым.
Специфика долговременной памяти правого и левого полушарий определяетс
я используемым способом класси¬фикации материала. А. Р. Лурия [175] ра
зличает клас¬сификации двух типов: ситуативные и категориальные. Первы
й опирается на практический опыт человека, вто¬рой — на логику и понят
ийное мышление. Замечено, что в правом полушарии объединение объектов
направляется наглядной ситуацией, при этом операция подведения объекто
в под общую категорию заменяется операцией введения предметов в общую
практическую ситуацию. Ситуативная классификация воплощается в том, чт
о че¬ловек может отнести к одной группе такие предметы, как стол — ска
терть — тарелку — нож — хлеб — мясо — яб¬локо и т. д., явно зрительно
восстанавливая ситуацию обеда, где встречаются все эти предметы. Основ
ой такой классификации являются не словесно-логические процес¬сы, абст
рагирующие те или иные стороны предметов и подводящие эти предметы под
определенные категории, а воспроизведение наглядно-действенного опыта
[267].
Объединение материала в соответствии с общностью наглядной ситуации ил
и по логическим категориям опре¬деляет и уровень точности и скорость о
познания. В ос¬нове долговременной памяти левого полушария — клас-сифи
кация категориальная (все описанные в разделе «Память» виды классифика
ции — это прерогатива левого полушария) Поэтому опознание левым полуш
арием менее точно, так как категоризация, связанная с описа-
304
нием изображения с помощью конечного числа дискретных признаков, всегд
а приводит к потере информации. Но зато она может производиться с очен
ь большой ско¬ростью и надежностью в связи с тем, что для своей реализ
ации требует меньшего объема информации: за¬поминаются только параметр
ы, разделяющие классы,— это экономит память.
Хранилище знаний, выраженных словами, символами, значениями и отношени
ями между ними в формулах и алгоритмах, Тулвинг назвал семантической п
амятью и противопоставил ее эпизодической памяти. Эти два хранилища ло
кализуются соответственно в левом и пра¬вом полушариях. В семантическо
й памяти левого полу¬шария содержится вся информация, необходимая для
пользования речью: слова, их символические представ¬ления, смыслы и пр
авила манипуляции с ними. Эта память содержит все известные человеку ф
акты безотносительно к месту и времени их приобретения. В эпизодическо
й памяти правого полушария, наоборот, сведения и события «привязаны» п
рименительно ко времени и месту их по¬лучения. В эпизодической памяти
хранение информации детерминировано не обобщенными пространственно-вре
¬менными факторами, а непосредственно автобиографиче¬скими подробностя
ми. Информация, находящаяся в се-мантической и эпизодической памяти, в
различной мере подвержена забвению. Такое подразделение памяти ак¬цен
тирует внимание на целесообразности сохранения множества отличающихся
следов одного и того же факта.
По мнению Пайвио [379], каждое событие кодируется по меньшей мере дваж
ды: как образ и как вербальный аналог. Такое избыточное двойное кодиро
вание картинок и конкретных слов и объясняет их лучшее запоминание по
сравнению с абстрактными словами. Что касается воспроизведения, то, в
отличие от запоминания, абстракт¬ные слова воспроизводятся точнее, так
как они порождают меньше разнообразных ассоциаций. Следовательно, па¬
мять в правом полушарии — эпизодическая, данная в кон¬тексте, а в лево
м — классифицированная по различным основаниям и данная вне контекста.
Использование эпизодической памяти дает возможность быстро узнавать,
а семантической — произвольно воспроизводить и экстра¬полировать свойс
тва объектов. Последнее повышает предсказуемость ситуации.
305
Левое полушарие ответственно за использование ин¬формации о вероятнос
тных свойствах событий и статисти¬ческих связях языка. Это предполагае
т переработку и на¬копление в памяти этого полушария сведений о прошлы
х событиях для использования и прогнозирования будущих действий. Устан
овлено, например, что при отключении левого полушария разборчивость дл
инных и коротких слов при слуховом восприятии уравнивается и избыточно
сть перестает служить опорным пунктом для их опознания, а при отключен
ии правого полушария удельный вес оши¬бок, состоящих в принятии бессмы
сленных слов за ос¬мысленные, возрастает.
По-разному участвуют полушария и в эмоциональной жизни человека. Начне
м с примера. Демонстрировали короткометражные кинофильмы здоровым людя
м — раз¬дельно в правое и левое полушария (с помощью спе¬циальных линз
). Зрители должны были оценивать эмо¬циональный тон фильма (юмористиче
ский, приятный, не¬приятный, ужасный и т. д.) по 10-балльной шкале. Ок
а¬залось, что правое полушарие «видит мир» в более не¬приятном, угрожа
ющем свете, чем левое [332]. Установ¬лено, что поражение определенных
областей левого по-лушария вызывает у человека ощущение потерянности,
беспомощности, подавленное состояние. Правосторонние нарушения, наобор
от, чаще приводят к благодушию, не¬адекватно положительной оценке ситу
ации, к хорошему настроению вопреки всяким тяжелым обстоятельствам. Кр
оме того, человек оказывается не в состоянии адек¬ватно воспринимать э
моциональные состояния других людей, что проявляется, в частности, в н
епонимании ин¬тонаций. Понимая смысл сказанного, он не способен опре¬д
елить, сказано ли это с раздражением или с укором. При левостороннем п
оражении, напротив, утрачивается по¬нимание смысла утверждения, но во
многих случаях сохраняется оценка эмоциональной окраски сказанного.