СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(1) ДП-ситуация порождает в пациентке беспомощность, страх, раздражени
е и злость, которые мать безмятежно игнорирует, не понимая сути происх
одящего. Судя по реакциям отца, он либо сам создает ДП-ситуации, либо
поддерживает и усиливает созданные матерью. Отец, слабый, поддающийся
нажиму и в общем беспомощный человек, и сам попадается в те же психоло
гические ловушки, что и его дочь.
(2) Психоз оказывается отчасти способом совладения с ДП-ситуациями, по
могающим справиться с ее подавляющим влиянием. Психотический пациент м
ожет делать проницательные, содержательные, облеченные зачастую в мета
форическую форму замечания, которые говорят о его способности постичь
суть сковывающих его сил. С другой стороны, он сам может стать настоящ
им специалистом в создании ДП-ситуаций.
(3) Согласно нашей теории, описываемая здесь коммуникативная ситуация
необходима для материнской безопасности и, таким образом, для семейног
о гомеостаза. Если это и в самом деле так, то, когда психотерапия помо
жет пациенту стать менее уязвимым для материнских попыток управления и
контроля, у матери возникнет тревога. Если же терапевт объяснит матер
и, какие силы движут ею при создании ДП-ситуаций, это опять-таки пород
ит в ней тревогу. По нашему мнению, если контакт между пациентом и сем
ьей сохраняется (особенно когда во время психотерапии пациент живет до
ма, а не лежит в клинике), это часто приводит к довольно тяжелому нару
шению психического состояния у матери, а иногда и у матери, и у отца,
и у братьев и сестер пациента (Jackson, 1954).
Современное положение и перспективы
Многие авторы подходят к шизофрении с позиций ее полной противоположно
сти любым другим формам человеческого мышления и поведения. Несмотря н
а то, что шизофрению действительно можно выделить как самостоятельный
феномен, такой большой упор на отличии шизофреников от нормальных люде
й - равно как и мотивированная боязнью физическая сегрегация психотико
в - не поможет решить проблему. В своем подходе мы предполагаем, что ш
изофрения вступает в противоречие с общими принципами, существенными д
ля любой коммуникации, и что, таким образом, основываясь на этом сходс
тве, можно отыскать много полезной информации и в "нормальных" коммуни
кативных ситуациях.
Особый интерес для нас представляли и представляют те виды коммуникаци
и, которые предполагают одновременно и эмоциональную насыщенность, и н
еобходимость различать уровни сообщения. К подобным ситуациям относятс
я игра, юмор, ритуал, поэзия и художественная проза. Игру, в частности
игры животных, мы изучали довольно подробно (см.: "Теория игры и фант
азии" в этой книге). В игре наличие метасообщений проявляется особенно
отчетливо, поскольку это именно та ситуация, в которой кооперация уча
стников не может существовать без различения и опознания метасообщений
; например, у животных ошибка в таком различении легко может привести
вместо игры к схватке. С игрой наиболее тесно связан юмор, который в н
астоящее время является предметом нашего исследования. Он предполагает
неожиданный сдвиг в логических типах с одновременным различением этих
сдвигов. Ритуал - это область, в которой совершается на редкость реал
ьное, буквальное приписывание логического типа и защищается оно также
решительно, как шизофреник отстаивает "реальность" своих галлюцинаций.
Поэзия демонстрирует коммуникативную силу метафоры - даже очень необы
чной метафоры, за счет того, что здесь метафора маркируется как такова
я различными знаками, в отличие от сбивающей с толку, никак не отмечен
ной метафоры шизофреника. В целом наиболее релевантна исследованию шиз
офрении та сфера коммуникации, которую называют художественной прозой
или беллетристикой, - повествование или изображение последовательности
событий, отмеченных маркером большей или меньшей реальности. Нас инте
ресует не столько содержательная интерпретация беллетристики - хотя ан
ализ оральных или деструктивных мотивов многое объясняет изучающему ши
зофрению - сколько проблемы формы, предполагающей одновременное сущест
вование множественных уровней сообщения в литературном изображении "ре
альности". Особенно интересна в этом отношении драма: здесь и актеры,
и зрители получают сообщения одновременно и о действительной, и о сцен
ической реальности.
Особое внимание мы уделяем гипнозу. Целый ряд феноменов, являющихся си
мптомами шизофрении (галлюцинации, бред, личностные изменения, амнезии
и т.п.) могут быть на время вызваны у нормального человека в гипнозе.
Нет нужды специально их внушать, но можно получить их как "спонтанный
" результат подходящей для этой цели коммуникативной последовательност
и. Например, Эриксон (Erickson, 1955 - личное сообщение) может индуцир
овать галлюцинацию, вызвав вначале каталепсию руки испытуемого, а зате
м дав ему инструкцию: "Не существует никаких мыслимых способов, какими
ваша рука могла бы двигаться, однако, когда я подам сигнал, она должн
а двигаться". По сути, он говорит испытуемому, что рука будет оставать
ся на месте и, несмотря на это, будет двигаться, причем таким способом
, который испытуемый не может и помыслить. В результате, когда Эриксон
подает сигнал, испытуемый галлюцинирует, что его рука движется или чт
о сам он оказался в другом месте и тем самым передвинулась его рука. Т
акое обращение к галлюцинациям позволяет испытуемому разрешить проблем
у, порожденную противоречащими друг другу командами, которые к тому же
не подлежат обсуждению, а нам иллюстрирует выход из ДП-ситуации через
сдвиг в логических типах. Гипнотические реакции на прямое внушение та
кже обычно предполагают сдвиги в логическом типе, проявляющиеся, напри
мер, в принятии слов "Здесь стоит стакан с водой" или "Вы чувствуете с
ебя усталым" в качестве внешней или внутренней реальности или в буквал
ьной реакции на метафорическое утверждение, что во многом напоминает п
оведение шизофреников. Мы надеемся, что дальнейшие экспериментальные и
сследования гипноза, процессов вхождения в гипнотическое состояние и в
ыхода из него помогут нам легче опознавать те коммуникативные последов
ательности, которые порождают феномены, подобные шизофрении.
В другом эксперименте Эриксона коммуникативную последовательность "дво
йного послания" можно обнаружить и без применения гипноза. Один из сво
их семинаров Эрикcон организовал таким образом, что некий молодой чело
век, заядлый курильщик, оказавшийся без сигарет, сидел рядом с ним; ос
тальные участники эксперимента получили инструкции относительно своих
действий. Суть эксперимента сводилась к следующему: Эриксон многократн
о оборачивался к молодому человеку, чтобы предложить ему сигарету, и к
аждый раз кто-то из участников прерывал его движение каким-нибудь вопр
осом; Эриксон, реагируя на вопрос, поворачивался и "неумышленно" отвод
ил руку с сигаретами, так что они оказывались вне досягаемости для мол
одого человека. Через некоторое время один из участников семинара спро
сил молодого человека, дал ли ему Эриксон сигарету. "Какую сигарету?"
- удивился тот, и при этом было совершенно очевидно, что целая последо
вательность событий им забыта; он даже отказался от сигарет, предложен
ных ему другими членами группы, утверждая, что слишком увлечен дискусс
ией, чтобы курить. По нашему мнению, этот молодой человек попал в эксп
ериментальную ситуацию, аналогичную ДП-ситуации, в которой пребывает ш
изофреник во время взаимодействия с матерью: налицо важные взаимоотнош
ения, несовместимые друг с другом сообщения (здесь это предложение и о
тбирание) и исключение возможности комментирования - поскольку продолж
ается семинар и, как бы то ни было, все это делается "неумышленно". От
метим итог эксперимента: амнезия на ДП-последовательность и поворот от
"он не дает" к "я не хочу".
Несмотря на определенный интерес к описанным выше сферам исследования,
основным предметом наших научных изысканий была и остается шизофрения
. Все мы работали непосредственно с пациентами-шизофрениками, и многое
из нашей работы записано на пленку для более подробного изучения. Кро
ме того, сейчас мы записываем интервью, даваемые совместно пациентами
и их семьями, и снимаем фильмы о детях, страдающих расстройствами псих
ики, предположительно предшизофренического характера, и их матерях. Та
кого рода процедурами мы надеемся обеспечить фиксацию систематического
создания ДП-последовательностей в семейной ситуации индивидов, которы
е становятся шизофрениками. Мы предполагаем, что число подобных ситуац
ий неуклонно возрастает, начиная с самого рождения ребенка. Хотя в это
й статье внимание было уделено главным образом лишь базисной семейной
ситуации и коммуникативным характеристикам шизофрении, мы можем рассчи
тывать, что наши понятия и некоторые из полученных данных окажутся пол
езными в будущих исследованиях проблем шизофрении, таких как проблема
многообразия симптомов шизофрении; характерных особенностей "адаптиров
анного состояния", имевшего место до манифестации шизофрении; природы
и условий психотического срыва.
Значение гипотезы для психотерапии