СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
ББК88
Г 77
Рецензенты:
д-р психол наук Л. Д. Логвиненко (Моск. ун-т), д-р психол наук И. П Во
лков (Ленингр. ин-т физиче¬ской культуры)
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинград
ского университета
Грановская Р. М.
Г 77 Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство
Ленинградского университета. 1988.—560 с.
Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важ-нейшими проц
ессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышле
нием, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендац
ии, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять
ими в про¬цессе обучения, труда и общения.
Книга предназначена для преподавателей вузов, руководи¬телей предприят
ий, инженеров, всех, кто по роду своей деятель¬ности должен уметь прав
ильно общаться с людьми.
Издательство Ленинградского университета, 1988
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данной книги — ознакомить с элементами пси¬хологии всех желающих,
и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной за
дачи коммунистического строительства. Ее ре¬шение на современном этапе
развития страны связано «с совершенствованием общественных отноше¬ний
, перестройкой мышления, выработкой новой психо¬логии, утверждением ди
намизма как образа жизни, нормы бытия» [7, с. 10]. Указанные преобразо
вания должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся с
тереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» [7, с. 3
8]. В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии челове
ка. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, упра
влять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких
присущих каждому из нас психи¬ческих процессах, как восприятие и мышл
ение, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знан
ия основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления
, сформированные на базе соб¬ственного жизненного опыта. Но это не так
. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их жит
ейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научн
ых знаний по психологии не только количественно увеличивает возможност
и человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его по
ведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целен
аправленное решение поставленной партией задачи.
Знание основ психологии необходимо любому гражда¬нину. И вот почему. О
собый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение ро
ли человече¬ского фактора. Отсюда знание человеком путей самоор¬ганиза
ции для сохранения оптимальной, работоспособ¬ности в любом возрасте, в
ыработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового —
залог продуктивной организации своего поведения. Именно пси¬хологичес
кая грамотность позволит человеку понять сущ¬ность возрастных изменени
й как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному
использованию психологических приспособительных механизмов, сохране¬ни
ю активной жизненной позиции до глубокой старости.
Не обойтись без психологических знаний и при реше¬нии задач, сформулир
ованных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в ни
х благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмо
циями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к с
опереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружа
ющих рас¬полагают к творческим контактам и сотрудничеству в об¬становк
е дружелюбия и взаимопонимания.
Особенностью психологической науки, существенно от¬личающей ее от таки
х наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получа
емые научной психологией, могут быть использованы не только для ускоре
ния культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимод
ействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае — с д
ругими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, при¬ме
няя сведения, добытые экспериментальной и теорети¬ческой психологией,
человек способен радикально усовер¬шенствовать свои высшие психические
функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточе¬н
ие и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение
своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она
своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить л
огическое и образное мышление и научиться преодоле¬вать различные внут
ренние барьеры на пути к оригиналь¬ным творческим решениям, организова
ть и дисциплини¬ровать свои эмоции с тем, чтобы возникающие пережива¬н
ия не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стим
улом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим
могучим орудием — речью, используя ее резервы для общения с другими л
юдьми и самим собой, осознавать и разумно пе¬рерабатывать даже угнетаю
щие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодол
ения недостатков и полностью актуализироваться как личность.
Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в н
ей темы дают краткий очерк основ¬ных проблем психологии и знакомят с т
еми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, кото¬рыми
в данный момент располагает психологическая наука для решения интересу
ющих каждого практических задач.
Логика изложения материала такова. Вначале обсуж¬даются проблемы прижи
зненного развития высших пси¬хических процессов и общие этапы их форми
рования. Затем приводится более подробное описание каждого из них — во
сприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознани
я как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проб
лемы вза¬имосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Ме
ра асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия инди
видуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следуе
т переход к описанию основных составляющих биологи¬ческого фундамента
личности — темперамента, задатков и способностей; именно они определяю
т врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный вре
менной динамике высших психических процессов, ко¬торая проявляется в в
озрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, гд
е рассматрива¬ется становление личности в зависимости от развития само
оценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей.
После него излагаются совре¬менные представления об активных методах
обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче,
с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестор
оннему развитию личности. Последняя глава — «Целостность психических п
ро¬цессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются
глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи н
е могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со специ¬фикой ка
ждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача — синтез всего изл
оженного, с другой,— являясь целостным представлением авторской концеп
¬ции, эта глава должна расширить пределы использования практических ре
комендаций, приведенных в остальных главах.
В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматри
ваемой психической функции. В пси¬хологии, как и в других науках, при
формировании пред¬ставлений об окружающем мире различные гипотезы, как
правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение по
могает углубленному пониманию сущест¬ва психических процессов, без чег
о затрудняется разум¬ное применение психологических знаний на практике
. Кро-ме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологичес
кой науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и
внутреннюю связность изложения.
Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читате
лю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако н
еобходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых
рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных
вопросов, возникающих в реаль¬ных ситуациях.
Автором сделана попытка организовать текст так, что¬бы он отвечал инте
ресам разнообразных категорий чи¬тателей. При этом порядок прочтения г
лав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чт
обы каждый нашел значимый для себя материал. На¬пример, преподаватель
может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более досту
пным, удер-живать внимание слушателей, представлять учебный материал,
чтобы облегчить его запоминание, активизи¬ровать образные представлени
я и мыслительную деятель¬ность человека, как использовать новые методы
обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сфор¬мироват
ь навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.