СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Дальнейшие усложнения возникают (редко в классической физике, но посто
янно в человеческой коммуникации), если заметить, что сообщения могут
касаться (быть "мета") отношений между сообщениями различных уровней.
Запах экспериментальной сбруи может сказать собаке, что зуммер будет о
значать мясной порошок. Тогда мы скажем, что сообщение сбруи есть "мет
а" к сообщению зуммера. Но в человеческих отношениях может генерироват
ься другой тип сложности: например, могут отправляться сообщения, запр
ещающие субъекту делать метасвязи. Родитель-алкоголик может наказать р
ебенка, если тот показывает, что знает, что ему следует ожидать грозы
всякий раз, когда родитель достает бутылку из шкафа. Иерархия сообщени
й и контекстов становится сложной, ветвящейся структурой.
Теперь мы можем построить аналогичную иерархическую классификацию внут
ри теории обучения в сущности тем же способом, что и в физике. То, что
изучено экспериментаторами, есть изменение в получении сигнала. Но яс
но, что получение сигнала уже означает изменение - изменение более про
стого или низшего порядка, чем то, что изучено экспериментаторами. Это
дает нам две первые ступени в иерархии обучения, выше которых можно в
ообразить бесконечную последовательность. Эту иерархию [1] можно тепер
ь расположить следующим образом:
1 В моей окончательной версии этой иерархии порядков обучения, приведе
нной в этой книге в статье "Логические категории обучения и коммуникац
ии", я использовал другую систему нумерации. Получение сигнала там наз
ывается "нулевым обучением", изменение в нулевом обучении называется о
бучение-1, "вторичное обучение" называется обучение-II, и т.д.
(1) Получение сигнала. Я работаю за письменным столом, на котором лежи
т бумажный пакет с моим завтраком. Я слышу гудок, из чего узнаю, что н
аступил полдень. Я достаю свой завтрак. Гудок можно рассматривать как
ответ на вопрос, заложенный в мой рассудок предыдущим обучением второг
о порядка, однако единичное событие - получение этой порции информации
- является порцией обучения, что демонстрируется тем фактом, что, пол
учив ее, я изменился и реагирую на бумажный пакет определенным образом
.
(2) Обучение, являющееся изменением (1). Это иллюстрируется различными
видами классических обучающих экспериментов, как то: павловский экспе
римент, эксперимент с инструментальным вознаграждением, эксперимент с
инструментальным избеганием, эксперимент с заучиванием путем многократ
ного повторения и т.д.
(3) Обучение, составляющее изменение в обучении второго порядка. В про
шлом я неудачно назвал этот феномен "вторичным обучением" ("deuterolea
rning") и перевел это как "обучение обучаться". Было бы правильнее при
менить слово "третичное обучение" ("tritolearning") и перевести это ка
к "обучение обучаться получению сигналов". Это феномены, которые главн
ым образом интересуют психиатра, а именно изменения, посредством котор
ых индивидуум приходит к привычному структурированию своего мира именн
о таким, а не иным образом. Это феномены, которые стоят за "трансфером
", т.е. ожиданием со стороны пациента, что отношения с терапевтом буду
т содержать те же типы контекстов обучения, с которыми пациент ранее в
стречался в связи со своими родителями.
(4) Изменения в процессах изменения, описанных в (3). Неизвестно, встр
ечается ли у человеческих существ обучение этого четвертого порядка. Т
о, что психотерапевты стараются продуцировать у своих пациентов, обычн
о является обучением третьего порядка, однако возможно и вполне умопос
-тижимо, что некоторые из медленных и бессознательных изменений могут
быть сдвигами знака некоторых высших производных процесса обучения.
Здесь необходимо сравнить три типа иерархий, с которыми мы столкнулись
:
a) иерархия порядков обучения;
b) иерархия контекстов обучения;
с) иерархия структур цепей, которую мы можем и должны ожидать обнаружи
ть в телэнцефализированном мозге [2].