СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ "ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ"
В последней статье этой части "Форма, вещество и различие" многое из т
ого, что говорилось в предыдущих частях книги, становится на свое мест
о. Итак, было сказано следующее: в дополнение к знакомому физическому
детерминизму, характеризующему нашу вселенную, и всегда в согласии с н
им существует также ментальный детерминизм. Этот ментальный детерминиз
м ни в каком смысле не сверхъестествен. Скорее, выказывание ментальных
характеристик находится в самой природе макроскопического мира [1]. М
ентальный детерминизм не трансцендентен, а имманентен, и он особенно с
ложен и очевиден в тех областях вселенной, которые либо живы, либо сод
ержат живые существа.
1 Я не согласен с Самюэлем Батлером, Уайтхедом и Тейяр де Шарденом, чт
о из этого ментального характера макроскопического мира следует, что о
тдельные атомы должны иметь ментальность или ее потенцию. Я вижу мента
льность только как функцию сложных взаимоотношений.
Однако западное мышление до такой степени сформировано предпосылкой тр
ансцендентного божества, что многим людям трудно переосмыслить свои те
ории с позиции имманентности. Даже Дарвин время от времени писал о ест
ественном отборе в таких выражениях, которые почти приписывали этому п
роцессу характеристики трансцендентности и цели.
Поэтому, возможно, имеет смысл дать грубый эскиз различия между верой
в трансцендентность и верой в имманентность.
Трансцендентный разум (или божество) воображается как личностное и вез
десущее начало, получающее информацию по каналам, отделенным от всего
земного. Он видит, что действия вида должны разрушить его экологию, и
тогда в печали или в гневе насылает войны, чуму, загрязнение и радиоак
тивные осадки.