СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Что же касается компонента вознаграждения, то и он не должен остаться
вне нашей досягаемости. Если занятость и счастье балийца обеспечиваютс
я безымянным, бесформенным страхом, не имеющим локализации в пространс
тве или времени, то нас может приводить в движение безымянная, бесформ
енная, нелокализованная надежда на грандиозное достижение. Для эффекти
вности такой надежды вряд ли требуется определенность достижения. Дост
аточно иметь уверенность в том, что в любой момент достижение может "в
ыскочить из-за поворота". Имеет смысл уподобиться тем немногим художни
кам и ученым, кто одержим этим нетерпеливым вдохновением, возникающим
из ощущения, что великое открытие, великое творение, прекрасный сонет,
ответ на все наши вопросы - всегда где-то рядом. Мы должны уподобитьс
я матери, которая чувствует и надеется, что, при условии достаточного
внимания с ее стороны, ее ребенок реально может стать этим бесконечно
редким явлением - великим и счастливым человеком.
ТЕОРИЯ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ*
Это исследование было запланировано и началось с руководящей гипотезы;
целью исследователей был сбор релевантных данных наблюдений, а также
усиление и модификация гипотезы в процессе сбора. Здесь гипотеза будет
описана в той последовательности, в какой она росла в наших представл
ениях.
Предшествующие фундаментальные работы Уайтхеда и Рассела (Whitehead, R
ussell, 1910-1913), Витгенштейна (Wittgenstein, 1922), Карнапа (Carnap
, 1937), Уорфа (Whorf, 1940) и других, равно как и мои собственные уси
лия по использованию этих ранних предположений в качестве эпистемологи
ческой базы для теории психиатрии (Ruesch, Bateson, 1951), привели к р
яду обобщений.
(1) Человеческая вербальная коммуникация может происходить и всегда пр
оисходит на многих контрастирующих уровнях абстракции, простирающихся
в двух направлениях от кажущегося простым описательного уровня ("Кот н
аходится на подстилке"). Одно множество этих уровней (более абстрактны
х) включает в себя те эксплицитные или имплицитные сообщения, в которы
х предметом рассуждения является язык. Мы будем называть эти сообщения
металингвистическими (например: "Речевой звук "кот" представляет любо
го члена такого-то и такого-то класса объектов" или "Слово "кот" не им
еет меха и не царапается"). Сообщения, входящие в другое множество уро
вней абстракции, мы будем называть метакоммуникативными (например: "Я
сказал тебе, где найти кота, по дружбе" или "Это - игра"). В этих случ
аях предметом рассуждения являются отношения между говорящими.
* Bateson G. A Theory of Play and Fantasy // АРА Psychiatric Research
Reports. 1955. Vol. 2.