СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
На каждом шагу человек упирается в этот барьер. Так, начиная фразу, мы
должны удерживать в памяти грам¬матическую конструкцию и пользоваться
ею до заверше¬ния этой фразы, иначе высказывание получится грам¬матич
ески неправильным. Ингве [116] выдвинул гипотезу, согласно которой кол
ичество промежуточных сведений, хранимых при построении фразы в операт
ивной памяти,
97
также колеблется около семи. Количество таких правил, или запоминаемы
х единиц, каждая из которых отмечает определенный шаг развертывания фр
азы, названо «глуби¬ной» фразы. Гипотеза базируется на наблюдении, что
глубина реально употребляемых человеком фраз невысока и не превышает
7±2. Люди интуитивно избегают упот¬реблять очень «глубокие» предложени
я, особенно в ответ¬ственных ситуациях, когда правильный прием сообщен
ия чрезвычайно важен. Так, при переговорах между летчиком и авиадиспет
чером в критических ситуациях наблюдалось упрощение фраз. Запоминание
фраз при большой их глу¬бине заметно ухудшается. В работах Л. А. Чисто
вич [295] было показано, что при восприятии фраз, превышающих семь сло
в, разборчивость резко снижается.
Ограничениями кратковременной памяти определяется не только средняя гл
убина фразы, но и средняя длина слов. Как установлено В. А. Москвичом
[189], частота слов длиной от одного до четырех слогов составляет в ра
зных языках от 90 до 99% суммарной частоты всех слов. Более длинные сл
ова (от пяти до девяти сло¬гов) встречаются значительно реже — начинае
т сказы¬ваться ограниченность объема кратковременной памяти, а слова е
ще большей длины употребляются весьма редко. Изобретатель азбуки для с
лепых Брайль пришел к выводу, что нельзя использовать более шести базо
вых точек при конструировании этой азбуки. Таким образом, барьер кратк
овременной памяти направлял развитие не только естественных языков, но
и искусственных знаковых систем [268].
Ограниченность объема кратковременной памяти под¬тверждается резким из
менением в легкости запоминания. Например, 400 испытуемым предложили п
осмотреть рек¬ламный раздел журнала в течение 20 минут и тут же перечи
слить те заголовки, которые им запомнились. Большин¬ство испытуемых —
64% — вспомнили заголовки, которые содержали менее шести слов, а загол
овки, которые со¬стояли из шести и более слов, запомнили лишь 13% испы
¬туемых.
Кратко затронув такие наиболее значимые стороны кратковременной памяти
, как отсутствие модальной спе¬цифики, динамический характер и огранич
енный объем, уясним функциональные связи ее характеристик с позна¬вате
льными процессами. Мы упоминали, что в мгновен-
98
ной памяти создаются первые условия для формирования одного из основны
х свойств образа — предметности. Свой¬ства кратковременной памяти позв
оляют формировать и константность образа. Такая принципиальная возмож¬
ность возникновения константности обеспечивается синте¬зом информации
от разных чувственных входов с инфор¬мацией от двигательного входа.
Кратковременная память позволяет произвольно управлять длительностью у
держания в ней информации до завершения консолидации следов. Продление
сохранения достигается рядом психологических приемов, наиболее извест
ный из них — проговаривание (вербальное коди¬рование), его преимуществ
о—большая доступность для произвольного воспроизведения.
Обобщение, схематизация, наглядность — естествен¬ные способы расширени
я оперативного поля кратковре¬менной памяти, через нее поступает вся и
нформация в долговременное хранение, в ней производятся первый отбор и
обобщение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно
ее свойства выявляются в мо¬мент принятия решения, поскольку здесь пр
оисходит не¬посредственное сличение информации, поступающей извне и из
долговременной памяти, и выносится решение о пра¬вильности гипотезы,
выдвинутой на основе сведений, полу¬ченных и накопленных при обучении.
Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стиму
лом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из
долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременн
ой памяти и тем более сложное решение может приниматься чело¬веком. По
стоянное обобщение информации в самой крат¬ковременной памяти и обобще
нность понятий, поступаю¬щих в нее из долговременной, приводят к тому,
что уве¬личивается емкость оперативных единиц и оперативное поле крат
ковременной памяти как бы раздвигается по ме¬ре обучения. Однако важне
йшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на ур
овне пре¬образования в кратковременной памяти. Оно достигается только
с определяющим включением долговременной па¬мяти.
Промежуточная память и механизмы сна
Как мы уже упоминали, после обработки в кратковременной памяти информа
ция в конце концов попадает в долговременное хранилище,где время и объ
ем хране¬ния практически неограниченны. Однако при этом инфор¬мация пр
оходит через некоторую промежуточную инстанцию. Дело в том, что объем
кратковременной памяти так мал, что для нормального взаимодействия чел
овека с окру¬жающей средой это хранилище необходимо каждые не¬сколько
минут освобождать для вновь поступающих све¬дений. Кроме непрерывного
потока сигналов из внешней среды кратковременная память загружается ещ
е и сигна¬лами из долговременной памяти для проверки выдвига¬емых гипо
тез при узнавании.
Современные представления позволяют утверждать, что из кратковременно
й памяти информация вначале по¬падает в промежуточную. Промежуточная п
амять облада¬ет существенно большей емкостью и длительностью хра¬нения
— информация может находиться в ней уже не¬сколько часов. Вместе с те
м временное накопление информации в промежуточной памяти не заменяет д
олго-временного хранения — ведь через несколько часов ин¬формацию след
ует перевести в долговременную память, чтобы промежуточная не переполн
ялась. Рассматривая предыдущие этапы сохранения информации в мгновенно
й и кратковременной памяти, мы уже акцентировали вни¬мание на том, что
она все время преобразуется, тем не менее главные этапы категоризации
еще впереди.
Создается впечатление, что время ночного сна отводится организмом для
очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной
за прошедший день в этой памяти [86, 353]. Создав себе максимально без
опасные и спокойные условия, организм отключается от приема внешней ин
формации (не контролирует внеш¬нюю среду) и, погрузившись в сон, перех
одит к решению упомянутых неотложных задач. По окончании сна проме¬жут
очная память опять готова к приему новой информа¬ции. Не противоречит
ли такое представление накоплен¬ным фактам о функциональной роли сна?
Давно известно, что сон совершенно необходим для поддержания жизни, ес
ли лишить человека сна, то через несколько дней наступит смерть. Для ч
еловека жизнь без
100
сна может продолжаться значительно меньше, чем без воды и пищи,—не бол
ее 12 суток [378]. Лишение сна вызывает отчетливые изменения в поведен
ии. У человека, который спит менее трех часов в сутки, понижается уро¬
вень бдительности, нарушается выполнение вычислитель¬ных операций и ух
удшается кратковременная память. Существенно изменяется внимание: чело
век временами как бы отключается. Так, например, в процессе длитель¬но
го экспериментального бодрствования наблюдалось пе¬риодическое исчезно
вение альфа-ритма в электроэнцефа¬лограмме испытуемых, что всегда явля
ется показателем снижения уровня внимания и бдительности [153]. Одно¬в
ременно с его исчезновением наблюдались галлюцинации, которые отличали
сь такой яркостью и отчетливостью, что могли изменить поведение испыту
емых, например, неко¬торые испытуемые спотыкались о несуществующие пре
д¬меты [56]. При недосыпании нарушается мышление и речь становится бо
рмочущей, смазанной, с повторениями и ошибками. Изменения наступают и
в эмоциональной сфере: наблюдаются экспансивность, эпизодические при
падки ярости.
Необходимость сна не вызывает сомнений. Каковы функции сна, зачем мы т
ратим на сон одну треть каждых суток? Предложен ряд гипотез, каждая из
которых акцен¬тирует внимание на одной из сторон сложного феномена сн
а.
Согласно гипотезе И. П. Павлова [206], сон — это раз¬литое активное ко
рковое торможение, отдых нейронов коры. В последнее время установлено,
что во время сна мозговой кровоток не только не ослабляется, но даже
уси¬ливается, а потребление кислорода поддерживается на том же уровне,
что и во время бодрствования. Актив¬ность нейронов в условиях сна ост
ается в целом мало изме¬ненной, а в зрительной коре даже усиливается.
Таким образом, сон необходимо рассматривать как активное достояние моз
га.
Согласно другой гипотезе — гуморальной, сон — это состояние без мышечн
ой активности. Он нужен для того, чтобы вывести из организма химически
е вещества, кото¬рые, накапливаясь в крови во время бодрствования всле
д¬ствие мышечной активности, отравляют мозг [369]. Пол¬нота такого пре
дставления о сне была поставлена под сом¬нение, когда выяснилось, что
имеются такие заболевания,