СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Большинство описаний интуитивных решений, подчер¬кивающих их чувственн
ую представленность, неосознан¬ность и целостность, косвенно наталкива
ют на предполо¬жение, что направление скачка связано с переходом обра¬
ботки информации из левого полушария в правое. Более дифференцированно
подходят к этому явлению А. С. Кар¬мин и Е. П. Хайкин [120]. Они подр
азделяют интуицию на две формы: концептуальную и эйдетическую.
315
Концептуальная формирует новые понятия на основе имев¬шихся ранее нагл
ядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на основе
имевшихся ранее по¬нятий. Такая точка зрения допускает понимание скачк
а, лежащего в основе интуиции, не только как односторон¬него перехода
при обработке информации из левого к пра¬вому полушарию, но и как пере
хода из правого полуша¬рия в левое.
Создается впечатление, что за счет многократных межполушарных переходо
в процесс решения сложной задачи имеет не однонаправленный, а как бы п
олициклический характер. При этом на каждом цикле вводится новая инфор
мация и используются новые методы ее анализа и тем самым продвигается
решение задачи. Вероятность каждого из переходов зависит от этапа реше
ния и типа задачи. (Такая позиция подкрепляется, в частности, ис-следо
ваниями, проводимыми с помощью электронного то¬мографа. Они позволили
в эксперименте проследить пе¬рераспределение активности между полушари
ями без вы¬ключения одного из них, в зависимости от характера ре-шаемо
й задачи.)
Одна и та же задача часто может решаться различны¬ми методами. Если ги
потеза о способе решения форми¬руется в правом полушарии, то она обобщ
еннее и синте¬зируется быстрее за счет присущей правому полушарию цело
стности представления и возможности совершения внутриполушарного скачк
а к цели. Направление такого скачка может определяться одномоментным у
смотрением соотношения исходной позиции и желаемого конечного результа
та. Выигрыш в скорости выдвижения правосто¬ронних гипотез и их обобщен
ности оплачивается пони¬женной надежностью из-за перескакивания через
зону отсутствующих данных. В процессе решения такие про¬белы информаци
и могут преодолеваться человеком за счет перекодирования незрительной
информации в целостные зрительные образы, которые адекватно заменяют т
руднообозримые и отсутствующие звенья формально-логических отношений.
Благодаря этому интуитивные ходы мысли, в отличие от дискурсивного лог
ического рассуждения, могут совершать скачки через информационные проб
елы.
Если гипотеза формируется в левом полушарии, то переход между исходной
позицией и результатом идет через последовательность мелких скачков,
правомерность
316
каждого из которых проверяется рекурсивно-логическим путем. Этот спосо
б решения более надежен, так как про¬верка гипотезы производится после
каждого небольшого скачка. Но такой путь — существенно более медленны
й, так как нет зрительного соотнесения промежуточного результата с кон
ечной целью, что ведет за собой увели¬чение числа возвратов на предшес
твующие позиции после неудачных шагов.
Известно, что в долговременной памяти человека име¬ются два разных хра
нилища: в правом полушарии сохра¬няются образные представления, в лево
м — символьные описания. Необходимость использовать в одной и той же з
адаче как первый, так и второй тип описания объекта не¬избежно ведет к
переносу доминирования из одного полу¬шария в другое. Если первичные
образы — целостные представления различных типов, сформированные правы
м полушарием,— уже переработаны левым полушарием в признаки, понятия и
слова, то целесообразно ли даль¬нейшее сохранение первичных образов?
Именно анализ целей деятельности позволяет выяснить, при каких усло¬ви
ях переживаемые события запоминаются во всей своей образной полноте —
вместе с контекстом, а при каких человек выделяет и запоминает лишь не
которые их су¬щественные признаки. С одной стороны, сохранение только
развернутых первичных образных зрительных впечатлений как бы загроможд
ает память и делает более долгим и сложным поиск информации при решени
и задач. С дру¬гой стороны, запоминание только преобразованной и сжа¬т
ой информации связано с риском не сохранить именно ту ее часть, котора
я впоследствии может понадобиться. Этими двумя противоречивыми фактора
ми — необходи¬мостью полной информации и ценой ее сохранения и пре-обр
азования определяются способы использования про¬шлого опыта. Вероятно,
полезно хранить и достаточно полную запись исходной информации, и ряд
преобразо¬ванных и сжатых вариантов, при этом сжатие может быть неодн
означным и проведено по нескольким прави¬лам, основаниям.
Обычно процесс преобразования информации при ре¬шении задачи рассматри
вается только как переход от чув¬ственного правостороннего к словесно-
логическому лево¬стороннему восприятию. Нам представляется, что это ли
шь часть процесса представления информации в зрительной
317
и символьной форме, первый его виток. После этого сим¬волы, сформирова
нные в левом полушарии, могут быть вторично зрительно представлены в п
равом и получить чувственную окраску и эмоциональную значимость. Но¬вы
й вторично-чувственный образ, сформированный в пра¬вом полушарии, може
т вновь пройти символьную обработ¬ку и получить другое название в лево
м и т. д. Нам очень близка позиция В. В. Налимова [195, 196]; добавивш
его к существующим уровням — образному (дологическому) и логическому —
еще один, третий уровень иерархии мыш¬ления, который надстраивается н
ад логическим и пред-ставляет собой свойства интуиции и творчества. То
ль¬ко, по нашему мнению, на этом процесс не прекращается, и дальнейшее
можно представить себе как последова¬тельную смену доминирования полу
шарий. Если символь¬ные признаки левого полушария развиваются на основ
е досимвольных правосторонних представлений, то элемен¬ты высшего обоб
щения символьных интеллектуальных операций в их единстве с эмоциональн
ым личностным переживанием, такие, как выявление смысла ситуации или к
ритика, по последним научным данным, в большей мере связаны с правосто
ронней локализацией. Эти выс¬шие правосторонние функции как бы надстра
иваются над символьными признаками слева, и спираль развития при¬знако
в формируется в полушариях последовательно полициклически: справа — сл
ева — справа —...
Пути развития интуиции
Если решение какой-либо-задачи приходит к человеку интуитивно — неожид
анно, спонтанно — и он не может осознать, как оно получено, то это выз
ывает у него удив¬ление, представляется ему совершенно непостижимым и
непонятным, независимо от того, предшествовали ли этому мучительные и
продолжительные поиски или реше¬ние далось сразу и без труда. Ощущение
непостижимости результата рождает у многих убежденность в невозмож¬но
сти осознанно научиться интуитивным способам реше¬ния. Между тем для к
аждого человека было бы полезно владеть этими способами познания, так
как они необходи¬мы во многих профессиях и просто в жизненных ситуа¬ци
ях.
Например, от судьи закон требует знания не только «буквы» закона, но и
его «духа». Судья должен выносить
318
приговор согласно «внутреннему убеждению», а не только в соответствии
с заранее определенным количеством дока¬зательств, т. е. в законе наря
ду с однозначной «буквой» предполагается и интуитивный «дух». Аналогич
но и опыт¬ный врач, бросив мимолетный взгляд на больного и по¬ставив п
равильный диагноз, зачастую не может не только объяснить, на какие име
нно симптомы он ориентировался, но даже их осознать. Накопленный профе
ссиональный багаж проявляется у него через интуитивные решения. Роль и
нтуиции отчетливо выявилась в исследовании, про¬веденном психиатром Ир
ле [по 48, с. 29]. Он разо¬слал психиатрам — своим коллегам — анкеты,
вклю¬чавшие вопрос: какое значение имеет интуиция в их прак¬тической р
аботе. И 86% ответивших заявили, что они мо¬гут безошибочно диагносцир
овать некоторые заболевания с первого взгляда на основании интуиции —
по мнению этих врачей, интуиция очень важна в их деятельности.
Во многих «скоростных» профессиях, например, таких, как летчик-испытат
ель, где ответственные, жизненно важ¬ные решения нередко должны приним
аться в жестком дефиците времени и информации, развитая интуиция — пои
стине неоценимый клад, поскольку присущая инту¬итивным решениям полнот
а, идущая от учета очень многих переменных за короткое время, как раз
и обеспечивает необходимую скорость и качество принимаемых решений, ко
торые были бы невозможны при применении обыч¬ных, последовательных, ст
рого логических способов ре¬шения.
Поскольку творческие компоненты присутствуют почти во всех профессиях,
важность развития интуиции стано¬вится очевидной. Творческое мышление
заключается не в сведении новых задач к известным способам их реше¬ни
я, а требует умения увидеть задачу в целом, подверг¬нуть критике все и
звестные методы. Человек должен уви¬деть ограниченность, схематичность
старого метода рас¬смотрения проблемы и уметь выйти за рамки привычны
х, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений. Именно такой но
вый, целостный взгляд на проблему достигается за счет интуиции. В жизн
и каждого человека необходимы интуитивные решения, особенно в обстанов
ке дефицита времени и информации, при поиске новых под¬ходов к старым
проблемам и для адекватного взаимо¬действия с другими людьми.
319
СМЖ 172outrigger