СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Метод инцидента формирует умение оптимально раз¬решать конфликтные и э
кстренные ситуации. Он дает возможность специалисту отработать несколь
ко стандарт¬ных стратегий поведения, которые помогают ему в первый и с
амый напряженный период трудной ситуации войти в нее активно, конструк
тивно и поэтому с минимальным эмоциональным напряжением и тем самым тр
енирует способность преодоления возрастной и личной инерцион¬ности [24
7, 248].
31
Тренировка чувствительности
Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологиче
ским тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего
поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружаю¬щими,
какие действия провоцируют их симпатию или антипатию, развивает такие
личные качества, как чув¬ствительность, восприимчивость к психическом
у состоя¬нию окружающих людей, их установкам и стремлениям. Психологич
еской базой этого метода служит перестройка установок личности, опреде
ляющая последующее измене¬ние отношения к себе и другим людям. В ходе
тренировки у человека развивается умение наблюдать, определять хотя бы
в общих чертах состояние другого человека по внешним признакам (поза,
выражение лица, глаз, поход¬ка, движения) и соответственно строить св
ое поведение. Он привыкает учитывать также особенности темперамента и
характера партнера по общению, понимает, что для эффективного взаимоде
йствия с людьми необходимо зна¬ние некоторых приемов: как сказать друг
ому горькую, но необходимую правду, как предотвратить готовую вспыхнут
ь ссору, как найти выход в конфликтной ситуа¬ции, как отвлечь другого
человека от тяжелых пережива¬ний.
Тренировку чувствительности называют еще и проиг¬рыванием ролей, и, по
меткому выражению английских специалистов, она позволяет нам «походит
ь в чужих ботинках».
Как известно, одни люди благодаря сформировавшейся у них манере общени
я вступают в контакты с окружаю¬щими без всяких усилий со своей сторон
ы, поддерживая или создавая у них хорошее настроение, другие вносят в
свои взаимоотношения с людьми напряженность и прово¬цируют развитие у
последних отрицательных эмоций. Час¬то эти различия в получаемых эмоци
ональных откликах являются следствием того, выбран ли для каждого слу¬
чая подходящий стиль общения. В то время как некото¬рые люди умеют про
являть своеобразную гибкость, учи¬тывая особенности участвующих в обще
нии людей, вно¬сить в свою манеру общения требуемые обстоятельствами к
оррективы, другие неспособны на это, обнаруживая в об¬щении с разными
категориями лиц один и тот же, ставший
474
для них привычным, способ поведения. Люди с негибкой манерой поведения
могут вызывать благоприятную ответ¬ную эмоциональную реакцию чисто сл
учайно, когда выра¬ботавшаяся у них манера общения соответствует инди-
видуальным особенностям участников взаимодействия. Однако во всех оста
льных случаях, коль скоро их способ общения не соответствует состоянию
их партнеров, они могут стимулировать недовольство и провоцировать от
ри-цательные эмоции партнеров. Так, привлекательная жен¬щина, привыкша
я с молодых лет кокетливо и непринуж¬денно устанавливать деловые конта
кты, часто в зрелом возрасте сохраняет эту же стратегию поведения, не
заме¬чая, что теперь ее тактические приемы стали не только бесполезным
и, но и неприятными.
Для каждого человека важно такое качество, как личное обаяние в обраще
нии с другими. Следует заметить, что обаяние не зависит от внешности и
его можно в себе развить. Оно прежде всего связано с эмоциональной от
¬зывчивостью, тактом и чуткостью. Искренняя заинтересо¬ванность, уваже
ние и любовь к людям делают человека очень приятным для окружающих. Дл
я того чтобы стать обаятельным, следует развивать в себе способность с
хва¬тывать психологические особенности и состояние других людей, спосо
бность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека и действова
ть за него. Развитый пси¬хологический такт — это правильный подход к л
юдям при установлении взаимоотношений с ними. Он проявляется в умении
быстро найти нужный тон, целесообразную фор¬му общения в зависимости о
т состояния собеседника, в простоте и естественности общения с людьми.
Способность почувствовать состояние другого человека называют эмпатией
. Метод тренировки чувствительности направлен, в частности, на развити
е этой способности, акцентируя внимание на правильном отношении к ее м
е¬ханизмам, которые основаны на умении поставить себя на место другого
, взглянуть на вещи с точки зрения партнера. Конечно, здесь не подразу
мевается переход на позиции другого человека: взглянуть на вещи с его
точки зрения не означает отождествить себя с другим человеком. Про¬явл
ение эмпатии состоит в том, что принимаются в расчет мотивы поведения
другого, к ним проявляется сочувствие или сопереживание, но своя собст
венная стратегия пове¬дения может строиться совсем по-иному. В процесс
е тренинга чувствительности выявляется, что эмпатия позво¬ляет понимат
ь эмоциональное состояние другого человека по внешнему виду, в первую
очередь — по выражению лица.
475
При этом используются упражнения, целенаправ¬ленно тренирующие способ
ность устанавливать контакт с партнером при помощи движений и мимики.
Известно, какой глубокий, иногда необратимый след оставляет первое впе
чатление от человека, поэтому полез¬но представлять себе, какое первое
впечатление вы произ¬водите. Тренинг позволяет не только уяснить, но
и кор-ректировать это впечатление на основе правильно органи¬зованной
обратной связи. В обычных условиях такая кор¬рекция затруднена в связи
с ограниченными возмож¬ностями использования восприятия в самопознани
и. Толь¬ко благодаря зеркалу или кино- и фотоснимкам человек может наб
людать свое поведение, поэтому в тренинге ста¬раются максимально испол
ьзовать звуко- и видеозапись для демонстрации членам группы их поведен
ия, после чего проводят дискуссии.
Для того чтобы развить желаемые качества у человека, следует прежде вс
его показать ему неэффективность имею¬щихся у него стереотипов взаимод
ействия с другими людьми, затем изменить его поведение и, наконец, зак
ре¬пить новые и более гибкие стратегии общения. В соответ¬ствии с этим
и задачами в процессе тренинга выделяют три стадии: оттаивание, измене
ние, замораживание. Глав¬ная задача первой стадии — уменьшить силу, ст
абиль¬ность и ценности прежних установок. Обычно желаемое изменение ус
тановок происходит при таких обстоятель¬ствах, когда старые подходы об
наруживают свою неэф¬фективность и при этом могут стать предметом крит
и¬ческого рассмотрения. В ситуациях тренинга предметом обсуждения оказ
ываются не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от мето
да конкретных ситуаций), а события и отношения, складывающиеся в самой
учеб¬ной группе «здесь и теперь». Для этого специально орга¬низуются
эмоционально значимые для участников ситуа-ции взаимодействия, и они с
тановятся достаточно моти¬вированными для обучения с помощью метода тр
енировки чувствительности. Нередко члены группы попадают в по¬ложения,
противоречащие сложившимся у них представ-лениям и нормам, и, как сле
дствие этого, развиваются напряжение и тревога. Чтобы справиться с тру
дной ситуацией,
476
участники тренинга пытаются менять свое поведе¬ние. Это и определяет п
ереход ко второй его стадии. На третьей стадии происходит стабилизация
тех способов поведения, которые оказались наиболее полезными. Таким о
бразом, психологической основой обсуждаемого метода является совершенс
твование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных
ориентации и уста¬новок и закрепления возникающих новых форм.
Основную роль при тренировке чувствительности игра¬ет правильно органи
зованная обратная связь. Как отме¬чает А. А. Бодалев [37], именно благ
одаря действию ме¬ханизма обратной связи человек может корректировать
свое последующее поведение на основе достигаемого в ходе взаимодействи
я с другими людьми результата, заменяя используемые способы взаимодейс
твия новыми, которые кажутся более эффективными. Тренинг приводит к по
вы-шению точности межличностного восприятия, с которой человек различа
ет установки, чувства и реакции других, при этом достигается не только
повышение эффективности в сфере общения, но развивается и умение гибк
о кор¬ректировать свое поведение в дальнейшем.
Множество форм тренинга можно разделить на два класса: один ориентиров
ан на развитие специальных уме¬ний (например, вести переговоры, дискус
сию или разре¬шать межличностные конфликты), другой нацелен на уг¬лубл
ение опыта анализа ситуаций общения, имеется в виду анализ себя, друго
го человека, групповой ситуации в це¬лом. Эти методы повышают активнос
ть через включение в обучение элемента исследования, для чего использу
ются групповая дискуссия и ролевые игры. Предметом груп¬повой дискусси
и могут служить реальные межличностные отношения членов группы, процес
сы, динамика происхо¬дящих в группе событий изучаются самими членами г
руп¬пы. В результате подобного анализа повышается компе¬тентность кажд
ого члена группы в отношении собственных мотивов, возможностей в межли
чностном общении, а так¬же становится более глубоким понимание мотивов
, целей и стратегий поведения партнеров по общению. В целом достигаетс
я такое состояние, когда каждый член группы способен свободно и точно
сообщать о своих чувствах и мотивах.
477
Важными условиями продуктивности обратной связи являются ее непосредст
венность и описательный характер. Для налаживания обратной связи целес
ообразно со¬средоточиться на описании собственных чувств, сопровож-даю
щих восприятие партнера по общению, например: «Когда ты шутишь, как се
йчас, я испытываю раздраже¬ние». В истинности такого высказывания труд
но усомнить¬ся — ведь человек говорит о себе. Поданная в таком виде ин
формация не содержит оценки другого и поэтому легче воспринимается. Че
ловек задумывается о том, только ли этого человека раздражают его шутк
и. Чем меньше оце¬нок и больше описательности в обратной связи, тем он
а эффективнее, так как не включаются защитные механиз¬мы.