СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Начнем с восприятия. Им опосредуется поступление информации из внешней
среды.
Восприятие — активный процесс, а не пассивное впитывание информации. К
ак и каждый высший психи¬ческий процесс, оно формируется в активном вз
аимо-действии со средой. Первоначально направляясь только внешними воз
действиями, деятельность человека посте¬пенно начинает регулироваться
образами. При интериоризации, с одной стороны, видоизменяется структур
а внеш¬них действий с объектом, уменьшаются и преобразуются двигательн
ые компоненты, а с другой — происходит фор¬мирование внутреннего образ
а объекта, с которым человек взаимодействует. При таком взаимодействии
свойства объекта (например, его форма, величина) анализируются посред
ством двигательного обследования (ощупывания, разглядывания), превраща
ясь в последовательные ряды характеристик, из которых вторично, во вну
треннем поле, реконструируется одномоментное отражение внешне¬го объек
та — образ.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека,
поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного обра
за на¬правляется его личными интересами, потребностями, мо¬тивами и ус
тановками, что и определяет уникальность и эмоциональную окраску образ
а. Формирующиеся в про¬цессе восприятия образы обладают качествами, ко
торые позволяют регулировать целесообразное поведение. Ос¬новные свойс
тва образа — константность, предметность, целостность, обобщенность —
свидетельствуют об опреде¬ленной независимости его от изменения услови
й восприя¬тия в конкретных пределах: константность — от измене¬ний физ
ических условий наблюдения, предметность — от разнообразия фона, на ко
тором воспринимается объект, целостность — от искажения и замены часте
й фигуры, обобщенность — от вариаций свойств объектов в границах данно
го класса. Можно сказать, что обобщенность — это константность внутри
класса, целостность — струк¬турная константность, а предметность — сем
антическая константность.
Здесь следует подчеркнуть важный момент. Мы можем полагаться на сформи
рованные у нас навыки и способы восприятия только в рамках тех условий
, в которых они вырабатывались, т. е. допустимо рассчитывать на адеква
тность, точность и надежность нашего восприятия только для привычной с
реды обитания.
513
За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и ил¬лю
зии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не
подстроится к новым условиям с по¬мощью обратной связи. Восприятие ра
звивается в опти-мальных условиях: когда взаимодействие со средой каче
ственно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются по
лноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков дл
я построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздр
ажителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выпол
нять свои функции и обеспе¬чивать правильную и надежную для нас ориент
ировку во внешней среде. Однако восприятие само по себе не может опред
елить целесообразного поведения, ибо целе¬сообразность предполагает из
бирательность (рис. 24, а).
Внимание осуществляет избирательность, позволяя человеку выделить из п
оля восприятия определенную часть, чтобы анализировать ее в данный мом
ент времени. При произвольном внимании селекция достигается на¬правлен
ным повышением чувствительности воспринимаю¬щей системы под воздействи
ем центральных механизмов, а при непроизвольном — определяется физичес
кими осо¬бенностями внешнего или внутреннего раздражителя, например ре
зким изменением его интенсивности. Позна¬вательная деятельность невозм
ожна без аналитической функции внимания: при переносе внимания с одног
о объекта на другой непрерывная внешняя среда дробится и расчленяется.
Последовательность объектов, на которые направляется внимание, опреде
ляет траекторию осмотра внешнего поля, варьируя ее, человек вычерпывае
т все новую информацию из того же поля. Так реализуется один из способ
ов направленного проникновения во внешнюю среду.
Внимание настраивает нас на активное восприятие не каких-то объектов в
ообще, а лишь тех, которые нам необходимы. Человек в целом функциониру
ет как одно¬канальная система — в каждый данный момент главным для нег
о становится только один сенсорный вход (напри¬мер, слуховой). Кроме т
ого, не все, что поступает на избранный вход, в равной мере значимо дл
я человека, так как избирательность осуществляется и по содержанию.
514
Рис. 24, а
Различные типы избирательности реализуются меха¬низмами предварительн
ого внутреннего возбуждения соот¬ветствующих зон памяти, определяя общ
ую ситуацию ожидания нужной информации. Поскольку кратковремен¬ная пам
ять имеет ограниченный объем и способна удер¬живать информацию о сравн
ительно малом числе раз¬личных объектов, постольку внимание обеспечива
ет по¬следовательный просмотр различных участков внешнего поля. Не тол
ько события во внешней среде могут при¬влекать внимание человека, оно
колеблется между внеш¬ними сигналами и внутренними, от физических проц
ессов в его теле и его внутренней психической жизни. Ко¬лебательный ха
рактер внимания представляет собой пе¬риодическое смещение акцента вос
приятия с одного сенсорного входа на другой, с одних внутренних входов
на другие. Он соотносится нами со сложной системой ритмов мозга — сис
темой периодических колебательных процессов повышения и понижения чувс
твительности различных анализаторов [86, 88]. Периодическое пони¬жение
чувствительности данного входа способствует переносу приоритета воспр
иятия на сигналы, поступающие на другой вход, и тем самым обеспечивает
ся переключаемость.
К внешним факторам, привлекающим непроизвольное внимание, относится пр
ежде всего новизна, интенсивность и другие физические характеристики с
игналов, а к внут¬ренним — их актуальность для данного человека и соот
-ветствие его потребностям и эмоциональному настрою. Такие свойства вн
имания, как устойчивость, концентра¬ция, распределяемость, переключаем
ость и предметность, могут рассматриваться как различные следствия его
фундаментального свойства — ограниченности объема. Развитие произволь
ного внимания — процесс социаль¬но детерминированный и проявляется в п
одчинении поведения речевой инструкции. В начале развития произ¬вольно
го внимания у ребенка — это только чужая ин¬струкция, а позднее — своя
. Речевой приказ создает особые условия восприятия объекта: во-первых,
выделя¬ет данный объект из среды, во-вторых, обеспечивает возможность
продлить состояние активации восприятия, не допустить угасания следов
объекта при выводе его из зрительного поля и, в-третьих, позволяет вы
звать образ объекта из памяти в отсутствие внешнего воздействия.
516
Рис 24, б
Таким образом, внимание — это средство анализа внешней и внутренней ср
еды. Анализ основан на по¬следовательном выделении элементов среды с п
омощью дополнительного внешнего или внутреннего усиления сигналов от в
ыделяемого объекта с помощью движения, изменения интенсивности или лич
ной значимости. Вни¬мание, направляемое на объект, создает благоприятн
ые условия для его запоминания (рис. 24, б).
517
Фундаментом всякого обучения и совершенствования является память. Пам
ять — это целая система процессов и состояний, объединенных задачей ор
ганизации инфор¬мации для ее сохранения на некоторый срок. В памяти ин
формация не только хранится, но и непрерывно пре¬образуется, упорядочи
вается и обобщается, поэтому, об¬ращаясь к своей памяти, трудно рассчи
тывать найти в ней нечто в таком же точно состоянии, в каком оно было
в момент запоминания. Кроме того, знания, пере¬рабатываемые в нашей па
мяти, активны, т. е. обобщаясь по многим основаниям, они приводят к из
менению уста¬новок и мотивов и тем перестраивают все поведение человек
а.