СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Часто полагают, что "причины" алкоголизма следует искать в трезвой жиз
ни алкоголика. В своих трезвых проявлениях алкоголики обычно описывают
ся как "незрелые", "фиксированные на матери", "оральные", "гомосексуал
ьные", "пассивно-агрессивные", "боящиеся успеха", "гордые", "сверхчувс
твительные", "дружелюбные" либо просто "слабые". Однако обычно не иссл
едуются логические импликации этих представлений:
(1) Если трезвая жизнь алкоголика так или иначе заставляет его пить, т
.е. подталкивает к интоксикации, не приходится ожидать, что некая проц
едура, укрепляющая стиль его жизни в трезвом состоянии, сможет уменьши
ть либо взять под контроль его тягу к алкоголю.
(2) Если стиль его трезвой жизни заставляет его пить, то в этом стиле
должна быть заключена ошибка (патология), и интоксикация призвана обес
печивать по крайней мере некоторую субъективную коррекцию этой ошибки.
Другими словами, если трезвость в каком-то смысле "ошибочна", то инто
ксикация должна быть в некотором смысле "истинна". Старая фраза in vin
o veritas ["истина в вине" - лат.] может содержать истину более глубок
ую, чем обычно полагают.
(3) Альтернативно можно было бы предположить, что в трезвом состоянии
алкоголик в некотором смысле более "нормален", чем окружающие, и эта с
итуация для него непереносима. Я слышал доводы алкоголиков в пользу эт
ой гипотезы, но проигнорирую ее в этой статье. Думаю, Бернард Смит (Be
rnard Smith), представитель АА, но сам не алкоголик, близко подошел к
объяснению ее возникновения, когда сказал: "...Член АА никогда не был
порабощен алкоголем. Алкоголь просто служил убежищем от порабощения ли
чности ложными идеалами материалистического общества" (Alcoholics...,
1957). Однако здесь дело не столько в восстании против "безумных" идеа
лов окружающих, сколько в спасении от своих собственных безумных посту
латов (предпосылок), постоянно подкрепляемых окружающими. Тем не менее
возможно, что по сравнению со здоровым, нормальным человеком алкоголи
к более уязвим или более чувствителен к тому факту, что безумные (одна
ко общепринятые) постулаты заводят его в тупик.
(4) Таким образом, предлагаемая теория алкоголизма постулирует взаимод
ополнение (converse matching) трезвости и интоксикации, считая, что вт
орую можно рассматривать как подходящую субъективную коррекцию первой.
(5) Конечно, во многих случаях люди используют алкоголь и даже крайнюю
интоксикацию как анестезию от обычного горя, обиды или физической бол
и. Можно было бы утверждать, что "обезболивающее" действие алкоголя сп
особно обеспечить степень взаимодополнения трезвости и интоксикации, д
остаточную для наших теоретических целей. Я, однако, исключаю эти случ
аи из рассмотрения как не имеющие отношения к проблеме рецидивного (ил
и аддик-тивного) алкоголизма, даже несмотря на тот несомненный факт, ч
то "горе", "обида" и "фрустрация" повсеместно используются зависимыми
алкоголиками как оправдание для выпивки.
Таким образом, мне потребуется более специфическое проявление взаимодо
полнения трезвости и интоксикации, чем простая анестезия.
Трезвость
Друзья и близкие алкоголика обычно уговаривают его "быть сильным" и "б
ороться с искушением". Не вполне ясно, что они имеют в виду, однако ва
жно, что сам алкоголик, пока он трезв, обычно соглашается с их взглядо
м на свою "проблему". Он верит, что мог бы (или ему по крайней мере сл
едовало бы) быть "капитаном своей души" [1]. Однако для алкоголизма ха
рактерно, что после "той самой первой рюмки" мотивация к трезвости обр
ащается в ноль. Типичное описание этой ситуации - открытая борьба межд
у "Я" и "зеленым змием". Скрыто же алкоголик может планировать или даж
е тайно делать запасы для очередной попойки, однако практически невозм
ожно (в условиях клиники) заставить трезвого алкоголика планировать оч
ередную попойку открыто. Похоже, что, будучи "капитаном своей души", о
н не может открыто желать или приказывать себе быть пьяным. "Капитан"
может приказывать только быть трезвым, однако его приказы не выполняют
ся.
1 Эта фраза используется в организации АА для высмеивания алкоголика,
старающегося использовать силу воли против бутылки. Эта цитата, как и
строчка "Моя голова в крови, но не склонена...", взята из стихотворени
я "Непобедимый" Уильяма Эрнста Хенли (Invictis, William Ernest Henley)
, который был калекой, но не алкоголиком. Использование воли для преод
оления боли и физической беспомощности, вероятно, нельзя сравнивать с
использованием воли алкоголиком.