СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(d) случаи (еще не исследованные в экспериментах по обучению, но обычн
ые для межличностных отношений), в которых роли субъекта и эксперимент
атора меняются местами. Обучающий партнер поставляет начальный и финал
ьный элементы, а какие-то другие лица (или обстоятельства) поставляют
среднее звено. Мы видим звонок и мясной порошок как акты поведения уча
стника и спрашиваем: "Чему обучает этот участник?" Значительная часть
гаммы привычек апперцепции, связанная с властью и родительским авторит
етом, базируется на контекстах этого общего типа.
Самый большой интерес по причине своей малоизвестности представляют па
вловские паттерны и паттерны механического повторения. Представителям
западной цивилизации довольно трудно поверить, что целые системы повед
ения могут быть построены на иных предпосылках, нежели наша собственна
я смесь инструментального вознаграждения и инструментального избегания
неприятных последствий. Тем не менее кажется, что обитатели Тробрианд
ских островов ведут жизнь, связную и осмысленную видением событий чере
з "павловские очки" и лишь слегка окрашенную надеждой на инструменталь
ное вознаграждение. Жизнь же балийцев приобретает смысл, если мы приме
м предпосылки, базирующиеся на комбинации механического повторения с и
нструментальным избеганием неприятных последствий.
Ясно, что для "чистого павловца" возможен только крайне ограниченный ф
атализм. Он видел бы все события как предопределенные, а себя как обре
ченного только на поиск предзнаменований и не способного влиять на раз
витие событий. В лучшем случае, он был бы способен после прочтения зна
мений приводить себя в состояние должной восприимчивости (например, на
чав выделять слюну в ожидании наступления неизбежного). Тробриандская
культура не является "чисто павловской", однако д-р Ли (Lee, 1940), ан
ализируя обширные наблюдения профессора Малиновского, показала, что тр
обриандский стиль употребления понятий цели, причины и следствия глубо
ко отличается от нашего собственного. Д-р Ли не пользуется предложенно
й здесь классификацией, но из описания магии тробриандцев становится я
сно, что эти люди постоянно выказывают привычную мысль: действовать та
ким образом, как будто нечто существует, значит создавать это нечто. В
таком смысле мы можем описать их как "полу-павловцев", которые решили
, что "выделение слюны" - это инструментальный способ получения "мясно
го порошка".
Например, Малиновский приводит драматическое описание физиологически п
очти экстремальной ярости [6], с которой тробриандский черный маг прои
зводит свои заклинания. Это можно принять за иллюстрацию того, как "по
лупавловские" состояния сознания контрастируют с сильно отличающимися
типами магических процедур в других частях мира, где, например, действ
енность чар может ассоциироваться не с интенсивностью, а с предельной
точностью механического повторения заклинаний.
6 Вполне возможно, что "полупавловская" пунктуация потока событий имее
т (подобно своим экспериментам-прототипам) тенденцию к особой зависимо
сти от автономных реакций. То есть тот, кто видит события таким образо
м, склонен видеть эти реакции, только отчасти поддающиеся волевому кон
тролю, как особо эффективные и мощные причины внешних событий. В павло
вском фатализме есть ироничная логика, предрасполагающая нас к вере, ч
то мы можем изменить течение событий только посредством тех видов пове
дения, которыми менее всего способны управлять.
У балийцев (см., например, Bateson, 1941) мы обнаруживаем другой патте
рн, остро контрастирующий как с нашим собственным, так и с тробриандск
им. Воспитание детей таково, что они обучаются видеть жизнь как состоя
щую не из последовательностей, направляемых волевым усилием и завершаю
щихся удовлетворением, а из механических циклов, содержащих удовлетвор
ение в самих себе. Этот паттерн до некоторой степени связан с тем патт
ерном, который рекомендует д-р Мид, т.е. скорее с поиском ценности в с
амом действии, нежели с трактовкой действия как средства достижения це
ли. Есть, однако, очень важное различие между балийс-ким паттерном и т
ем, который рекомендует д-р Мид. Балийский паттерн - производное от ко
нтекстов инструментального избегания неприятных последствий; балийцы в
идят мир опасным, а себя - спасающимися от постоянно присутствующего р
иска сделать ложный шаг с помощью поведения, состоящего из бесконечных
механических ритуалов и учтивости. Их жизнь построена на страхе и на
наслаждении им. Позитивная ценность, которой они наделяют свои непосре
дственные действия, не устремленные к цели, каким-то образом связана с
этим наслаждением страхом. Это похоже на наслаждение, испытываемое ак
робатом как от собственного дрожания перед лицом опасности, так и от с
обственной виртуозности в избегании катастрофы.
Теперь, после столь длительной экскурсии по психологическим лаборатори
ям и чужим культурам, мы имеем возможность исследовать предложение д-р
а Мид более конкретно. Она советует, чтобы при применении социальных н
аук мы искали бы "направления" и "ценности" скорее в самих наших дейст
виях, чем в ориентации на предначертанные цели. Она не говорит, что на
м следует уподобиться балийцам (за исключением разве что ориентации во
времени), и она бы первой отвергла любые предложения сделать страх (д
аже страх, которым наслаждаются) базой для придания ценности нашим дей
ствиям. Скорее, как я это понимаю, этой базой должен стать какой-то ви
д надежды (хотя и не заглядывающей в отдаленное будущее) или оптимизма
. Рекомендуемая тенденция фактически должна формально соотноситься с и
нструментальным вознаграждением, тогда как балийская тенденция соотнос
ится с инструментальным избеганием неприятных последствий.
Я верю, что такая тенденция реализуема. Балийская тенденция может быть
определена как привычка к механическим циклам, вдохновляемая будоража
щим чувством постоянно присутствующей, но неопределенной опасности. Я
думаю, что то, к чему подталкивает нас д-р Мид, может быть определено
в похожих терминах как привычка к механическим циклам, вдохновляемая б
удоражащим чувством постоянно присутствующего, но неопределенного возн
аграждения.
Что касается механического компонента, с необходимостью сопровождающег
о ту специфическую временную ориентацию, которую отстаивает д-р Мид, т
о я лично приветствую его и считаю бесконечно более предпочтительным,
чем тот компульсивный тип аккуратности, к которому мы стремимся. Трево
жная озабоченность и автоматическая (механическая) предусмотрительност
ь - это альтернативные привычки, выполняющие одну и ту же функцию. Либ
о привычка автоматически осматриваться перед переходом улицы, либо при
вычка тщательно помнить о необходимости осмотреться... Из этих двух я
предпочитаю автоматизм и считаю, что если рекомендации д-ра Мид предпо
лагают увеличение механического автоматизма, то нам следует принять их
. И конечно, наши школы уже сейчас внедряют все больший и больший авто
матизм в такие процессы, как письмо, чтение, арифметика и языки.