СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Мы настолько одурманены языком, что не можем мыслить прямо; поэтому ин
огда полезно вспоминать, что на самом деле мы - млекопитающие. Кошка н
е говорит "молоко", она просто выражает поведением свою часть взаимооб
мена (или является ею); при помощи языка мы назвали бы паттерн этого в
заимообмена "зависимостью".
Однако выражать или быть одной частью паттерна взаимодействия означает
предполагать существование другой части. Так устанавливается контекст
для определенного класса откликов.
Это переплетение контекстов и сообщений, подразумевающих контекст (кот
орые, однако, подобно всем вообще сообщениям имеют "смысл" только благ
одаря контексту) есть предмет так называемой ДП-теории.
Предмет может быть проиллюстрирован знаменитой и формально корректной
[2] аналогией из ботаники. Гёте заметил 150 лет назад, что в анатомии
цветущих растений существует что-то вроде синтаксиса или грамматики. "
Стебель" - это то, что несет "листья"; "лист" - это то, что имеет почк
у в своей пазухе (axil); почка - это стебель, который начинается в паз
ухе листа; и т.д. Формальная (т.е. коммуникативная) природа каждого ор
гана определяется его контекстуальным статусом - контекстом, в котором
он появляется, и контекстом, который он задает для других частей.
2 Формально корректной потому, что морфогенез, как и поведение, несомн
енно является предметом обмена сообщениями в контекстах (см.: Bateson,
1971).
Я сказал выше, что ДП-теория интересуется компонентой опыта в генезисе
путаницы в правилах или предпосылках привычек. Теперь я перехожу к ут
верждению, что пережитые разрывы в ткани контекстуальной структуры фак
тически представляют из себя "двойные послания" и с необходимостью дол
жны (если они вносят вклад во все иерархические процессы обучения и ад
аптации) содействовать тому, что я называю трансконтекстуальными синдр
омами.
Рассмотрим очень простую парадигму: самка дельфина (Steno brendanesis)
обучена воспринимать звук свистка тренера как "вторичное подкрепление
". За свистком ожидается получение пищи; и если она позднее повторит т
о, что делала, когда раздался свисток, то будет ожидать, что снова усл
ышит свисток и снова получит пищу.
Далее тренеры используют эту самку дельфина для демонстрации публике "
оперантного обусловливания". Попадая в демонстрационный бассейн, она п
однимает голову над поверхностью, слышит свисток и получает пищу. Зате
м она снова поднимает голову и снова получает подкрепление. Трех повто
рений этой последовательности достаточно, и ее отсылают со сцены ждать
два часа до следующего представления. Она научилась некоторым простым
правилам, связывающим ее действия, свисток, демонстрационный бассейн
и тренера в паттерн, т.е. в контекстуальную структуру, набор правил, п
о которым группируется информация.
Но этот паттерн годится только для единичного эпизода в демонстрационн
ом бассейне. Для того чтобы справиться с классом таких эпизодов, она д
олжна сломать этот паттерн. Существует больший контекст контекстов, ко
торый ставит ее в тупик.
аппарат для прессотерапии- Gezatone.Здесь песок Днепропетровск.Здесь песок Днепропетровск.