СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Основные характеристики восприятия
В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития в
ысших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей
каждого из них. Начнем с восприятия. Восприятием называется отражение
предметов или явлений при их непосредственном воздействии на ор¬ганы
чувств. Именно оно наиболее тесно связано с преоб¬разованием информаци
и, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются
образы, с ко¬торыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление,
эмоции. В зависимости от анализаторов разли¬чают следующие виды воспр
иятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря с
вязям, образую¬щимся между разными анализаторами, в образе отра¬жаются
такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных ана
лизаторов, например величи¬на предмета, вес, форма, регулярность, что
свиде¬тельствует о сложной организации этого психического процесса.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом ег
о обследования. При многократном восприятии объекта в процессе обучени
я с одной (внеш¬ней) стороны происходит интериоризация — видоизмене¬ни
е структуры действий с объектом. Можно наблюдать, что способы обследов
ания объекта упрощаются и ускоряются за счет уменьшения числа и сплавл
ения в комплексы двигательных компонентов. С другой (внутренней) сторо
¬ны, происходит формирование образа объекта, с которым человек взаимод
ействует. Полученная посредством дви¬гательного обследования в активно
м взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, вели-чи
не и т. д.) преобразуется в последовательные ряды характеристик, из ко
торых в дальнейшем вновь реконст¬руируются целостные отображения объек
тов — образы.
Первоначально деятельность человека направляется и корректируется возд
ействием лишь внешних объектов,
26
но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, ч
то образ представляет собой субъек¬тивную форму объекта, он — порожден
ие внутреннего ми¬ра данного человека. Уже в процессе формирования об¬
раза на него воздействуют установки, интересы, потреб¬ности и мотивы л
ичности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраск
и. Поскольку в обра¬зе одновременно представлены такие разные свойства
объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказат
ь, что это целостное и обобщенное представ¬ление объекта, результат си
нтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать цел
есооб¬разное поведение.
К основным характеристикам восприятия относят константность, предметно
сть, целостность и обобщенность.
Константность — это относительная независимость образа от условий восп
риятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предмет
ов восприни¬маются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, п
оступающие от этих предметов в органы чувств, непре¬рывно меняются. Ка
к известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расс
тояния между пред¬метом и глазом и от угла зрения, но предметы нам каж
утся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (разумеет
ся, в известных пределах). Вос¬приятие цвета зависит от многих факторо
в: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых пред
¬метов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых об
ъектов воспринимается как постоян¬ная, независимо от условий наблюдени
я. Значение конс¬тантности очень велико. Не будь этого свойства, при в
ся¬ком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, пр
и малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерыв
но изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает пред
мет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не
могло бы служить средством познания объективной действительности.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметно
сть восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именн
о как обособ¬ленное в пространстве и во времени отдельное физическое т
ело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в фено-
27
мене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдае¬мая человеком дей
ствительность разделяется на две неравные по значимости части: одна —
предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, рас¬положен
ное на переднем плане замкнутое целое, а вторая — фон — как более амор
фное, неопределенное, располо¬женное позади предмета и неограниченное
поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как
бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего
предмет пространства.
Впервые попытку систематического исследования соот¬ношения фигуры и фо
на предпринял Рубин [385]. Он обнаружил, что при прочих равных условия
х поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стреми
тся приобрести статус фигуры, и тогда все, окру¬жающее ее, воспринимае
тся как фон; здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется
ограничен-ностью в пространстве. Большое значение имеет степень контр
астности: если она мала, то фигура сливается с фо¬ном и остается невос
принятой. Границу между фоном и фигурой обычно относят к фигуре, а не
к фону, который в общем случае может не быть обозримым.
Любой образ целостен. Под этим понимается внутрен¬няя органическая вза
имосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия
можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных эле¬мен
тов в целое и независимость образованной целостности (в определенных г
раницах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на
восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были в
первые сформулированы Вертхеймером [399]. Правило подобия: чем больше
части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринима
емому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься ка
к расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступат
ь сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостн
ую струк¬туру объединяются также элементы с так называемой хорошей фор
мой, т. е. обладающие симметрией или пе¬риодичностью. Правило общей су
дьбы: множество элемен¬тов, движущихся с одинаковой скоростью и по одн
ой траектории, воспринимается целостно — как единый дви¬жущийся объект
. Это правило применимо и тогда, когда
28
объекты неподвижны, но движется наблюдатель. Правило близости: в любом
поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены н
аиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно,
как один объект.
Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляетс
я в доминировании целостной струк¬туры над ее составляющими. Выделяют
три формы такого доминирования. Первая выражается в том, что один и то
т же элемент, будучи включенным в разные целост¬ные структуры, восприн
имается по-разному. Вторая проявляется в том, что при замене отдельных
элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура образ
а остается неизменной. Как известно, можно изо¬бразить профиль и штрих
ами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сх
одство. И, на¬конец, третья форма получает свое выражение в хорошо изв
естных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении
отдельных ее частей. Так, для це¬лостного восприятия человеческого ли
ца достаточно лишь нескольких элементов его контура [76].
Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она
означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, им
еющему назва¬ние. В этом отражается влияние не только языка, но и опыт
а данного человека. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраня
я свою индивидуальность и от¬несенность к конкретному предмету, причис
ляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т
. е. классифицируется. Именно классификация обеспечи¬вает надежность п
равильного узнавания объекта незави¬симо от его индивидуальных особенн
остей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обо
б¬щенности узнавания проявляется, например, в способности человека сво
бодно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написа
н. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только к
ласси-фицировать и узнавать предметы и явления, но и пред¬сказывать не
которые свойства, непосредственно не вос¬принимаемые. Коль скоро объек
т по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определе
нной вероятностью можно ожидать, что он обладает и дру¬гими свойствами
, характерными для этого класса.
29